Портретная фотосъемка и ее основные правила

Опубликовано: 20.05.2019
Изменено: 31.05.2019
Автор: Сергей
Просмотров: 29 888

Портретная фотосъемка и ее основные правилаСъемка в портретном жанре является одним из излюбленных направлений фотографов всего мира. Являясь не самым простым занятием, портретная съемка продолжает приносить массу удовлетворения от получения хорошего результата. В чем сложность фотографирования портретов? Как снять портрет наилучшим образом? Какую технику лучше всего использовать и как пользоваться светом? Сейчас мы разберемся что такое портретная фотосъемка и ее основные правила.

Отличительные особенности портретной съемки

Портретная фотосъемкаПортрет – это изображение человека, части его тела, преимущественно, головы. Так как каждый человек уникален, для фотографирования каждого в отдельности нужно учитывать конкретные особенности, уметь скрывать недостатки, подчеркивать преимущества, красоту модели. Помимо физического отличия каждого индивида, на конечную фотографию влияет настроение фотографируемого, стиль желаемого результата, освещение, гармония с окружающей обстановкой… Перечисленного уже достаточно для понимания сложности съемки портретов.

Портретные снимки отличаются мягкостью тонов кожи, приятно размытым задним фоном, выразительностью и резкостью глаз, эмоциями, освещением, тенями, цветами… Все перечисленное может присутствовать в минимальном количестве или же наоборот, превалировать, обращать на себя внимание. Будет ли портрет черно-белым или цветным, будут ли цвета насыщенными или блеклыми, наличие или отсутствие резких теней, контраста – все это лишь задумка автора, фотографа, имеющая право на реализацию. В мире фотографии портретная съемка имеет имя нарицательное и не обязательно подразумевает съемку именно человека, а технику съемки.

Необходимое оборудование для портретной съемки

Ниже мы расскажем какое оборудование нужно для портретной съемки.

Фотоаппарат

Оборудование для портретной съемкиВ привычном, классическом варианте портрет имеет размытый задний план, для чего понадобится длиннофокусный, а главное, светосильный объектив. Как красиво будет размыт фон зависит в первую очередь от этого, однако еще и от количества лепестков диафрагмы и размера матрицы фотокамеры. Разберемся в этом.

  • Светосильный объектив — это такая оптика, которая способна открывать диафрагму до значения около F/1,4. Чаще в объективах для зеркальных фотоаппаратов можно встретить значение F/2,8, что тоже очень подходит для данной задачи. Хорошая светосила в связке с приемлемой ценой встречается на объективах с фиксированным фокусным расстоянием, например F/1,8 при 50мм. Причиной их относительной дешевизны – простой конструктив, в отличие от зум-объективов (с переменным фокусным расстоянием).
  • Фокусное расстояние менее указанных 50 мм не желательно для фотографирования портретной съемки, так как искажает естественные пропорции, которые крайне важны в данном деле. Кроме того, размытие заднего плана при фотосъемке напрямую зависит от фокусного расстояния: чем больше значение, тем сильнее боке. Поэтому и желательно для портретной съемки использовать не менее 50 мм. Любимым многими значением для портрета является фокусное в 80 мм. Однако необходимо помнить о кроп-факторе фотокамеры, для большинства любительских зеркальных фотоаппаратов фокусное расстояние 50 мм будет работать как 80 мм, сужая угол обзора.
  • Еще одним параметром, влияющим на боке является размер матрицы фотокамеры. Вести портретную съемку, безусловно, можно на любую камеру, но мы рассматриваем идеальный вариант. Именно полнокадровые фотоаппараты позволяют раскрыть весь потенциал хороших портретных объективов. Более крупные светочувствительные элементы позволяют работать на меньших значениях ISO, получая качественные, бесшумные фотографии. Но самое главное, что глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) тоже напрямую зависит от кроп-фактора фотоаппарата и размера матрицы.
  • Ну и наконец, форма лепестков диафрагмы. Именно от них зависит форма рисунка боке, особенно когда на заднем плане присутствуют яркие огоньки. В качественных объективах количество лепестков обычно не менее восьми, что делает отверстие более круглым, гладким. В бюджетных вариантах часто встречаются шесть лепестков, а боке рисуется в виде шестиугольной гайки.

Как уже было сказано, портрет можно снимать на любой фотоаппарат. Но приятные взгляду, эстетически красивые фотоснимки получаются на фотоаппаратах с матрицей формата не менее APS-C. Подобный размер матрицы обычно встречается в большинстве зеркальных и беззеркальных фотоаппаратах со сменной оптикой.

Кроме того, фотоаппарат должен обладать режимами приоритета диафрагмы, а лучше полностью ручным режимом, ведь необходимо будет управлять настройками. Если под рукой оказалась иная фотокамера, без возможности настраивать значения, то нужно воспользоваться предустановленными режимами и выбрать «портрет», тогда автоматика фотокамеры сама подберет максимально подходящие настройки для портретной съемки.

Дополнительное оборудование

Оборудование для портретной съемкиТак как портретная съемка зачастую подразумевает объект в виде человека, который не может долго быть неподвижным, то фиксировать фотокамеру придется редко, наличие штатива необходимо будет только для создания ночного портрета. Это если говорить об использовании его для фиксации фотокамеры. Однако штатив умеет фиксировать не только ее. В частности третьим по важности оборудованием для портретной съемки, после фотоаппарата и объектива, должна служить внешняя вспышка. Управлять светом при создании портретов крайне важно и не только естественным. Для внесения корректур в естественную световую схему нужна вспышка. Правильное ее использование далеко не всегда подразумевает ее расположение на фотокамере с помощью «горячего башмака». Чаще ее располагают в стороне, на штативе. А так как в простейшей схеме для портрета два источника света, то и штатива желательно иметь два.

Отражатель – простое устройство, но крайне необходимое при создании портретов на улице. С ним не важно, откуда светит солнце, даже если оно за спиной, то отражателем свет солнца можно перенаправить на благие цели – подсветить области в тени.

Рефлекторы в фотостудииПри фотографировании портретов в студии перечень необходимого оборудования значительно расширяется. Свет здесь, чаще всего, будет только искусственным и ему стоит уделить много внимания. Как правило, чтобы видеть результат заранее, в фотостудии используется много постоянных источников света – ламп, и большие софтбоксы для его смягчения. При использовании же импульсных источников света – вспышек, необходим еще и радиосинхронизатор, чтобы вспышки поджигались одновременно.

Итак, повторимся, для качественной портретной съемки желательны к наличию:

  • Полнокадровый фотоаппарат или, в крайнем случае, с матрицей формата APS-C, с ручными настройками выдержки и диафрагмы;
  • Объектив с диафрагмой F/2,8 или шире, с фокусным расстоянием от 50 мм и выше;
  • Внешняя вспышка, как минимум одна;
  • Радиосинхронизатор, если вспышкой пользоваться не на фотокамере, или если пользоваться несколькими вспышками;
  • Отражатели и рассеиватели;
  • Софтбоксы при съемке портретов в студии;
  • Постоянные источники света при портретной съемке в студии;
  • Штативы.

Таковы минимальные наборы оборудования для близкого к профессиональному фотографированию портретов на улице и в студийных помещениях.

Технические моменты при съёмке портретов

Портретная фотосъемкаДля фотосъемки портретов диафрагма должна быть максимально открытой, чтобы достичь мягко размытого фона. При такой диафрагме важно не промахнуться с фокусировкой, потому лучше использовать ручную фокусировку или автоматическую, но по центральной, самой чувствительной точке, выбрав ее в настройках фотоаппарата.

Параметр светочувствительности (ISO) необходимо использовать самый минимальный. В большинстве случаев это 100, но в ряде фотокамер можно установить и меньшее значение. Благодаря минимальному уровню светочувствительности на фотографии будет полностью отсутствовать шум. Однако это справедливо для условий фотосъемки, когда света достаточно. В ситуации нехватки света, когда другие способы невозможны, ISO все же придется повышать, потому забывать о нем не нужно.

Выдержка затвора должна обеспечивать отсутствие смаза (шевеленки) при фотосъемке портретов. Сложность портретной съемки заключается в том, что и фотограф и модель не могут находиться без движения. Для обеспечения качественных, четких, не смазанных снимков нужно выставлять в фотоаппарате значения выдержки не менее 1/100 секунды. Если ситуация позволяет, то лучше использовать 1/200 секунды.

Настроив фотоаппарат, необходимо обратить внимание на освещение вокруг. Самый простой случай – фотосъемка на улице в условиях затянутого облаками неба. Такое естественное освещение идеально: свет мягкий и рассеянный. Если на небе светит дневное солнце, то оно создаст много проблем. Старайтесь не вести фотосъемку в полдень, когда солнце ближе к горизонту снять хороший портрет будет больше шансов.

Солнце создает тени на лице модели, создает блики от попадания в объектив. От последнего спасет бленда, если она имеется – используйте ее. Чтобы устранить тени на лице, можно воспользоваться вспышкой (даже встроенной), но с мощностью около 1/3 от нормальной. Импульс заполнит тени, но не полностью, исправив ситуацию, но оставив тени, чтобы не потерять объем.

Если имеется отражатель, то можно воспользоваться им. Для этого придется вести фотосъемку одной рукой, другую же держать вытянутой, направляя поток отраженного солнечного света.

Какой бы ни была обстановка, схема из двух источников света будет всегда работать для портретной съемки. В стандартной схеме используется основной источник света, который полностью обеспечивает освещение. Он должен находиться в окружности около 160 градусов перед моделью. Заполняющий свет призван обеспечить гладкое освещение основной области – лица. Мощность заполняющего света должна быть примерно в два раза меньше мощности основного.

В любой обстановке при ведении портретной съемки нужно придерживаться именно этой схемы, даже когда речь идет не о вспышках или лампах, а о солнце и отражателях.

Практические советы

Портретная фотосъемка

Разнообразие окружающего пространства подталкивает творчески подходить к вопросу его использования. Здесь нет правильных действий, в этом и заключается творчество. Любой прием может найти свое применение. Из любого правила можно сделать исключение ради достижения лучшего результата. Все же, начинающий портретист может испытывать некоторые трудности на своей первой фотосъемке. В помощь ниже приведены некоторые практические советы для съемки портрета:

  • Размытие фона зависит, кроме прочего, и от расстояний: от фотоаппарата до объекта и от объекта до фона. Боке будет сильнее, если от объекта до фона будет большое расстояние, а от фотокамеры до объекта – маленькое. В идеале соотношение 1 к 3, не меньше;
  • Сам фон размывать не только красиво, но и выгодно. Снимая портреты в городской черте, не всегда можно найти подходящую локацию. В таких случаях выручает именно размытие фона, тогда выигрышно будет смотреться даже граффити на стене. Вторым помощником является зум, увеличьте его. Чем меньше объектов будет в кадре, тем больше внимания возьмет на себя модель;
  • Не всегда фокусное расстояние в 80 мм или около того является залогом успеха. Если модель выгодно контрастирует с окружением или гармонично в него вписывается, является частью экспозиции, то съемка на широком или околошироком угле может смотреться выразительно. Такие объективы уже давно есть в арсенале свадебных фотографов;
  • Для создания объема используйте три плана — передний, объект съемки и задний. Мы привыкли фотографировать модель на каком-либо фоне, однако если в непосредственной близости от объектива расположить в расфокусе какой-то объект – снимок будет объемнее;
  • В солнечный день, когда от прямых лучей никуда не деться, уйдите в тень деревьев. Можно найти место, где на модель сквозь кроны деревьев или кусты будет попадать рассеянный свет, создавая эффектные блики;
  • При необходимости использования встроенной вспышки фотоаппарата, в качестве заполняющего света используйте лист белой бумаги. Свет вспышки, проходя через него, рассеется и заполняющий свет будет более мягким;
  • Съемка ночных портретов тоже отличается некоторыми хитростями. В большинстве фотоаппаратов есть предустановленный режим для таких случаев, не стоит им пренебрегать. Алгоритм его действия таков: фон (обычно это ночные витрины магазинов, огни) прорабатывается с помощью выдержки, а модель подсвечивается вспышкой. Для этого мощность вспышки автоматически устанавливается меньшей, чтобы не допустить пересветов. В зеркальных фотоаппаратах существует возможность установить синхронизацию вспышки по второй шторке. При таких настройках подсветка происходит в конце экспозиции, не влияя на настройки выдержки вначале. Если режима ночного портрета в фотоаппарате нет, то можно использовать режим «ночь», который по алгоритму близок к вышеописанному;
  • При съемке фотокамерой с достаточно светосильным объективом, когда ГРИП очень мала, детально рассмотрите первые полученные результаты на 100% увеличении. Проверьте, не получили ли вы промаха фокуса по глазам. Кроме того, при фокусировке можно использовать режим увеличения и Live View для контроля глубины резкости.

Портрет – старейший жанр искусства. Ранее художники уже применяли некоторые приемы, которые сегодня используются в фотографии. Для получения опыта в любом жанре, а портрете особенно, важна не только практика, но и учеба. Хорошая теоретическая подготовка поможет не растеряться в сложной ситуации. Чаще просматривайте работы известных портретистов, обращайте внимание на мелочи, узнавайте, как повторить их в своих работах. Вносите свои новшества в портреты. Имея необходимое оборудование, но не имея знаний, трудно гарантировать хороший результат. Имея знания технических тонкостей и хороший фотоаппарат, но не находясь в контакте с моделью, качественного результата тоже ждать не стоит. Лишь наличие технической составляющей, теоретической подготовки, настроенной на съемку модели, готовность фотографа к процессу, творчеству, можно быть уверенным, что итоговые снимки займут достойное место в портфолио и будут радовать и модель и стороннего зрителя.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(3 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...
  1. Неплохо рассказали. Думаю именно поэтому на lin***oto про вас писали и хвалили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × пять =