Правильное размещение человека в кадре

Опубликовано: 20.07.2020
Изменено: 20.07.2020
Автор: Сергей
Просмотров: 28 293

Как-размещать-людей-в-кадреОсновы композиции в фотографии разнообразны, их применение зависит от обстановки и мастерства фотографа. Правило третей, симметрии, заполнение, фрэминг… Столько вариантов, и все они оправдывают себя. Каждый случай уникален и требует особого подхода в композиции. Существуют правила композиции в зависимости от жанра фотографии. Если в пейзажной съемке чаще используется золотое сечение, то в портретной фотографии свои законы и правила композиции. О правильном размещении человека в кадре при съемке портретов можно найти немало статей и даже книг. Рассмотрим основные методы правильного кадрирования людей.

На что стоит обращать внимание

Говоря о правильном размещении человека нужно понимать, относительно чего мы размещаем. Здесь существует три варианта:

  • Размещение относительно краев кадра, это и есть кадрирование. В какой части снимка будет расположен главный объект – человек?
  • Размещение относительно фотографа, расстояние. Сколько процентов кадра должен занимать человек?
  • Размещение относительно других объектов. Детали, которые могут быть вспомогательными или лишними. Какие дополнительные объекты улучшат восприятие снимка, а какие все испортят?

Как видите, аспектов много, а правила композиции заключаются не только в месте объекта относительно краев. Все несколько сложнее, но не так сложно, как кажется на первый взгляд. Ведь не бывает идеального варианта, каждый случай уникален и только автору решать куда поместить объект, на каком расстоянии и чем его окружить.

Основные правила композиции

Основные правила композицииНепосредственное место человека в кадре сильно влияет на восприятие портрета. Бывает, когда размещение по центру – лучший вариант, в другой ситуации это может быть недопустимо. Основные правила композиции при фотографировании людей следующие:

  • Правило третей. Да, здесь оно тоже действует. Большинство фотографий будут выглядеть лучше, если человек будет располагаться по правилу третей. Разделите мысленно кадр двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями, на их пересечении размещайте модель. Если фотографируете только лицо, то главным объектом станут глаза, делайте акцент на них с помощью данного правила;
  • Диагональ. Линии ведущие взгляд зрителя из угла фотографии называются диагоналями, при этом линией в фотографии могут стать ряд объектов, расположенных поочередно, края одного объекта в виде линии и т.п. Необходимо, что такие линии приводили взгляд к главному – человеку;
  • Ведущие линии. Несколько линий, сходящихся в одной точке также являются хорошим вариантом обратить внимание на главное – модель. Здесь правило мало отличается от использования перспективы в пейзажах. Удачным будет размещение человека в место, где линии сходятся. Часто такие линии можно найти в уличной съемке. Важно не допускать выхода вспомогательных линий на первый план, они не должны выделяться, быть выразительнее модели, например, за счет цвета;
  • По центру. Чаще такие фотографии делаются на документы. Но говоря о художественной съемке, помещение человека в центр иногда бывает оправданным шагом. Симметрия – один из случаев центрального размещения.

Выше были рассмотрены варианты размещения человека в кадре относительно его границ. Это важный, но не единственный способ компоновки портрета. Однако чаще для получения выразительности используется именно данный параметр. Некоторые разметки даже можно встретить в настройках камеры смартфона. Например, вспомогательные линии «золотого сечения».

Расстояние до объекта

Расстояние до объектаВыбирая расстояние от фотокамеры до человека необходимо учесть несколько аспектов:

  • С технической точки зрения — используемые фокусные расстояния и поставленные цели. Фокусное расстояние используемого объектива имеет решающее значение для получаемых пропорций. К примеру, не часто встретишь портретного фотографа с широкоугольной линзой. При широком угле объект получается растянутым, особенно по краям кадра. А если человек будет находиться близко к фотографу, то вовсе получится эффект «рыбьего глаза». Классический вариант – фотографирование на фокусных расстояниях от 50 до 130 мм и в дистанции от 3 до 10 метров. В таких вариантах модель получает самые правильные пропорции. Но если в задумках автора имеется желание нарушить стандарты – никто не сможет ему помешать. Иногда фотографирование в нестандартных вариантах приносит отличные, интересные результаты;
  • С художественной точки зрения — расстояние до модели тесно связано со степенью заполняемости кадра. Сколько окружающего пространство нужно поместить в кадр. Будет ли человек специально сфотографирован в небольшом размере, или на фотографии вовсе не будет фона, все пространство кадра заполнит объект или его часть. Решать только автору, но при правильном размещении на фотографии человек в полный рост должен заполнять около 30% кадра, для чего на 50 мм фокусного расстояния от него необходимо отойти на примерно 10 метров.

Дополнительные объекты

Дополнительные объектыДополнительные объекты при фотографировании человека часто качественно дополняют композицию. Через них в числе прочего достигается передача настроения фотографии. Девочка с плюшевым мишкой в руках, брутальный мужчина возле токарного станка, деловая женщина в офисе. Все, что имеется на портретной фотографии, помимо человека, является дополнительными.

Однако требуется чувствовать необходимость того или иного объекта в кадре. Если фотограф лично дает инвентарь модели, то это часто продуманный шаг. Но при фотографировании в неподготовленных условиях в кадр может попасть абсолютно ненужный и крайне отвлекающий предмет. Такая фотография обречена на провал. Внимательно относитесь к окружающему пространству. Просматривайте первый сделанный кадр на предмет отсутствия посторонних объектов.

Рассмотрим вариант деловой женщины в офисе. Она может как сидеть за столом, погрузившись в работу, так и стоять перед столом, смотря в кадр. Используемые объекты одинаковы, но их размещение меняет настроение фотографии, достигает разных результатов. Первый случай – передача рабочего процесса, вовлеченности в работу. Второй – некий отдых от работы, позирование, передача женственности. Все зависит от поставленных задач. Не будет конкретных задач – не будет результата.

Ошибки при построении композиции

Ошибки при построении композицииКогда есть правила, то всегда будут исключения и ошибки при их использовании. Какие чаще всего встречаются ошибки при размещении модели в портретной съемке?

  • Игнорирование правил. Преднамеренное нарушение правил может быть только тогда, когда правила известны и понятны. Только тогда фотограф может сделать осознанный выбор в пользу игнорирования правил во благо результата. Новичкам игнорирование противопоказано;
  • Обрезание частей тела. Не всегда есть нужда фотографирования модели в полный рост. Согласитесь, вы редко встречаете фотографии моделей, обрезанных по коленям. Случайные обрезания рук, ног модели недопустимы. Продуманное невключение их в кадр допускается;
  • Включение в кадр посторонних предметов, вызывающих внимание. Вспомогательные объекты нужны, но никогда не используйте предметы, способные отвлечь внимание зрителя, например, в силу яркости или цвета;
  • Фотографии с неудачных ракурсов. Подумайте, прежде чем фотографировать человека со вторым подбородком с нижней точки. Ничего кроме разочарования такой снимок не принесет. Нарушение пропорций или неудачные ракурсы могут испортить снимок даже тогда, когда использованы золотые сечения, не обрезаны части тела модели, а посторонние объекты не выглядят вызывающе. Непродуманный ракурс может дорого обойтись.

Практика и только практика позволит новичку освоить правила построения композиции, снимать шедевры на подсознательном уровне. Если Вам еще не доводилось снимать портреты, то просмотрите пару сотен шедевров в интернете и проанализируйте их по вышесказанным критериям. Вы поймете, что такое правильное размещение человека в кадре.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(6 оценок, среднее: 2,50 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 18 =