Естественный или искусственный свет является основным инструментом художника и фотографа. Съёмка в различных условиях позволяет фотографу реализовать любые замыслы. Правильно выбранная световая схема может омолодить или состарить модель, наполнить фотографию оптимизмом и радостью или показать тоску и безысходность. Применение контрового освещения является непростым для фотографа, но позволяет получить уникальные по замыслу фотоработы. В статье описывается базовая техника, как снимать в контровом свете и избежать основных ошибок.
Основные понятия
«Контр» означает против, поэтому под контровым светом подразумевается такая световая схема, когда источник света «смотрит» прямо в линзы объектива. Осветительный прибор не всегда располагается за объектом съёмки, он может быть в стороне, но преимущественно в кадре или рядом. Контровый свет определяет некоторые тонкости и нюансы съёмки. Большинство фотографов, особенно начинающих, стараются избегать «встречного» света, так как на фото могут присутствовать пересвеченные или слишком тёмные участки. Опытные фотографы, наоборот, часто используют такую световую схему, получая очень своеобразные и впечатляющие фотографии.
Использование контрового света широко применяется в портретной павильонной съёмке. Искусственные источники несложно расположить так, чтобы добиться желаемого эффекта. Световые схемы могут быть разные. Только «встречное» освещение при съёмке в помещении применяется редко. Обычно фотограф использует дополнительные источники. Это могут быть один или два боковых осветительных прибора и обязательно фронтальный источник. Он нужен для хорошей проработки деталей портрета. Для создания удачной световой схемы применяются отражатели (рефлекторы) и рассеиватели.
Съёмка при «встречном» освещении
Контровый свет часто применяется для создания нежного и воздушного образа модели. Женские волосы, подсвеченные таким образом, будут выглядеть пышными и как бы засияют. С такой световой схемой можно снимать макрофотографии. Паутина с точечными каплями росы будет отчётливо видна до последней ниточки, когда источник находится сзади неё. При другой световой схеме такие фотографии получить технически невозможно. Удачно найденная точка позволяет снимать очень эффектные кадры, когда вокруг объекта съёмки образуется ореол или нимб. Впечатляющими получаются фотографии храмов, скульптурных групп и других интересных архитектурных сооружений. Съёмка с контровым светом позволяет получить более объёмные фотографии и лучше управлять тенями. Для того чтобы сделать тени более короткими или, наоборот, удлинить их, достаточно немного поменять точку съёмки. Основным эффектом такого освещения является то, что источник находящийся в кадре, сразу притягивает внимание. Он является центром притяжения и базовой точкой при рассматривании фотографии. Опытный фотограф обязательно выберет такое место съёмки, чтобы контровый свет находился на пересечении главных линий золотого сечения. Сильный визуальный эффект определяется высоким контрастом и заметными перепадами освещённости.
Контровый свет, как никакой другой тип освещения, позволят получать на фотографии силуэты с чёткими очертаниями. Для этого потребуется полное затемнение основного объекта, при котором все мелкие детали становятся невидимыми, так как они не важны. При съёмке силуэта важно контролировать выразительность сюжета. Одного человека лучше снимать в профиль, а группу нужно разместить так, чтобы моделями было достаточно места, иначе может возникнуть эффект наложения или смешивания. Работая с контровым освещением, опытные фотографы часто используют вспышку. Например, используя мощный свет в виде короткого импульса, можно подсветить лицо модели и оно будет таким же ярким, как и фон. При этом сохраняются все эффекты от контрового освещения. Снимая со вспышкой, главное не пересветить лицо. Профессиональные фотовспышки позволяют менять интенсивность светового импульса, поэтому они наиболее пригодны для работы. Можно слегка прикрыть вспышку светлым бумажным листом. Он сыграет роль рассеивателя и свет ляжет намного ровнее.
Как работать с контровым освещением
При съёмке на природе может возникнуть ситуация, когда вспышки нет, а сюжет очень интересный и его нужно обязательно сфотографировать. Снимок отличного качества можно получить без использования вспышки, но нужно правильно настроить фотоаппарат. При замере экспозиции важно использовать точечный режим, тогда интенсивность будет измеряться в зоне фокуса. Важно также применить положительную экспокоррекцию. Это позволит получить на фотографии хорошую проработку деталей, находящихся в тени. Для точного выбора коррекции следует делать пробные снимки с различными настройками. Следует знать, что при фотосъёмке с контровым светом, редко когда удаётся получить яркий фон с проработкой мелких элементов изображения. Обычно фон получается пересвеченный и размытый без хорошей детализации, но при съёмке с таким светом это нормальное явление. Такова специфика фотосъёмки, когда световой поток направлен в сторону объектива.
Для получения эффектных натурных фотографий с контровым светом нужно учитывать некоторые нюансы:
- Выбирать удачное время съёмки;
- Использовать солнечную бленду на объектив;
- Работать со штативом;
- Применять градиентный фильтр.
Самым неудачным временем для фотосъёмки считаются часы, когда солнце находится в зените. Теней практически нет, и снимки получатся плоскими и невыразительными. Тем более солнце находится высоко, и получить эффект контрового освещения просто не получится. Для получения эффектных фотографий опытные фотографы используют утренние или вечерние часы. Многое зависит и от выбора точки съёмки. Бленда позволяет убрать блики на фотографии. При съёмке в контровом свете на изображении могут появляться цветные точки, которые могут испортить кадр. Бленда позволяет избежать этого и сделать фотографию более контрастной. Нейтральный градиентный фильтр может выровнять экспозицию между светлыми и тёмными зонами кадра.
Возможные сложности и ошибки
При съёмке с контровым освещением часто возникает ситуация, когда фотоаппарат «слепнет». Это происходит из-за ограничения динамического диапазона. Так происходит, когда солнечный свет направлен в объектив. При этом сильное свечение буквально заполняет всё изображение. Детализация полностью отсутствует, а объект съёмки пеересвечен настолько, что сливается с фоном. Исправить ситуацию можно следующими приёмами:
- Сместить источник;
- Использовать бленду;
- Снимать через рассеивающие предметы.
Чтобы получить эффект контрового освещения можно сделать так, чтобы источник не был направлен прямо в объектив. Это позволит уменьшить световой поток и снизить яркость фона. Бленда также ограничивает количество света, попадающее в объектив и повышает контраст. Очень эффектные кадры можно получить, используя естественные рассеиватели. Это могут быть деревья, кустарники или ажурные архитектурные конструкции.
Сильное впечатление производят лучи солнца, просвечивающие через облачный покров. При такой фотосъёмке не только солнце засвечивает кадр, но и облака, так как являются естественными отражателями. Такие снимки делаются с отрицательной коррекцией экспозиции. Тем не менее, получить идеальную фотографию солнца и облаков без использования фоторедактора практически невозможно. Если при обычной съёмке фотографы иногда прибегают к автоматическому режиму, то фотосъёмка в контровом свете требует точных ручных настроек.
Существуют два противоположных мнения, как снимать в контровом свете. Одни считают, что любые снимки с такой световой схемой получаются удачными и очень эффектными. Другие полагают, что получить хорошие снимки, когда световой поток направлен в сторону объектива, очень трудно или почти невозможно. Получить идеальный снимок с одного случайного кадра не получится даже у мастера. Для съёмки на природе порой приходится долго искать место и ждать, когда появится нужное освещение. Самый выигрышный кадр можно сделать на рассвете, в лучах восходящего солнца, или, наоборот, на закате, когда небо окрашено во все оттенки красного цвета. В любом случае, съёмка в контровом освещении — это сложное и интересное направление в фотографии.