Фотография обычно включает в себя не только главный объект съемки. Цель фотографа состоит не в простой фиксации кадра, а в создании впечатлений у зрителя. Умея направлять взгляд зрителя в нужное место снимка можно создавать целые истории. С первого взгляда удивительно, но в этом и есть смысл фотографии – оживлять историю на бумаге. Как правило фотографии рассматриваются зрителем не более 2-3 секунд, если снимок не «зацепил», он будет закрыт, зритель переключится на другой. У Вас есть не более трех секунд чтобы привлечь внимание, при этом все Ваше участие происходит до спуска затвора. Как направить взгляд зрителя на снимках, чтобы фотография стала шедевром и не затерялась среди миллионов других снимков?
Что такое композиция в фотографии
Простыми словами композицией называют расположение всех объектов на снимке относительно друг друга. Можно сказать, что именно взаимное расположение объектов и наличие определенных из них в кадре и определяет качество снимка с точки зрения композиции.
Эти знания используются давно и не только в фотографии. С зарождения изобразительного искусства художники на практике выработали основные правила композиции. Сегодня, когда в интернете есть все художественные ценности мира, а также работы современных художников и фотографов, можно легко удостовериться, что такие правило действительно применяются и работают.
Основные правила композиции
Как работают правила композиции? Люди имеют подсознательные привычки. К примеру, большинство людей не задумываясь начинают читать слева направо, сверху вниз. Такой алгоритм срабатывает автоматически при виде текста. Примерно этими же подсознательными рецепторами играют правила композиции при просмотре изображений. Глобально их можно разделись на композиции линий и композиции цветов (контрастов).
Композиции линий
Планируя будущий снимок с помощью композиции линий, автор собирается направить взгляд зрителя последовательно. Также направлять взгляд зрителя с одной стороны снимка в другой, подобно чтению текста. Обычно объекты для этого выстраиваются в ряды, линии, либо в качестве таких «направляющих» выступают естественные линии (дороги, перила, дома, мосты и прочее). Используются следующие варианты:
- Ведущие линии. Правила перспективы. Такие правила проходят на школьных уроках ИЗО. Перспектива – схождение всех линий в одну точку на горизонте. Прием заключается в том, чтобы направить взгляд зрителя на главный объект, расположенный на пути этих линий ;
- Диагональные линии. Эти линии располагаются в кадре параллельно диагоналям. Часто именно так достигается передача движения, динамики;
- Горизонтальные и вертикальные линии. Выстраивание всех объектов на снимке вдоль параллельных линий, которые должны быть или горизонтальными, или вертикальными.
Золотые сечения
Существует несколько видов золотых сечений. К слову, таковые имеются во многих приложениях камер смартфонов, возможность их вывода на экран часто предусмотрена и в фотоаппаратах. Золотые сечения являются самыми популярными приемами выстраивания композиции в фотографии. Рассмотрим их.
- Правило третей. Пространство будущего снимка делится на три равные части горизонтальными и вертикальными линиями. Такое сечение будет напоминать поле для игры в «крестики-нолики». Что делать полученными сечениями? Во-первых, на пересечении линий нужно располагать главный объект снимка. Именно тогда взгляд зрителя будет направлен на нужный объект в первые секунды. Во-вторых, линия горизонта, граница двух фонов, объектов располагается на одной из линий. Две трети должны быть отданы главному фону. Например, на снимке неба и моря, если акцент необходимо сделать на небо, именно оно должно заполнять две трети пространства, морю же отводится она треть. Оба варианта можно сочетать – располагать корабль на море на пересечении линий;
- Диагональные сечения. Снимок делится на две, три или четыре части диагональными линиями. В образовавшихся частях должен располагаться объект съемки, на который и нужно направить взгляд зрителя;
- Спиралевидное сечение. Такое сечение выглядит как спираль, выходящая из угла снимка и закручивающаяся примерно в районе противоположной четверти. Линии или предметы на снимке, выстроенные по такому пути, позволяют направить взгляд зрителя в место окончания спирали.
Другие способы построения композиции
Существует еще масса способов выделить главный объект, построить композицию так, чтобы она привлекала внимание зрителя с первого раза, задерживала взгляд надолго. Выбирать способ построения кадра необходимо исходя из обстановки. Любой прием будет правильным, если в конечном итоге он выполнит главную цель – позволит направить взгляд зрителя именно туда, куда задумал фотограф. Рассмотрим другие действенные способы, которые применяются фотографами по всему миру.
- Расфокус. Отделение переднего плана от фона с помощью малой глубины резко изображаемого пространства. Этот прием используется часто. Для реализации необходим светосильный объектив и фотоаппарат с достаточно большой матрицей. Стандартные зеркальные и беззеркальные камеры с объективом F/2.8 подойдут для этой задачи. Просто фокусируйтесь на объекте, фон получится размытым, так как сыграют законы оптики. Чем дальше фон отдален от предмета съемки, тем больше он будет размыт;
- Рамки. Так называемый фрейминг. Заключение предмета съемки в естественную рамку, будь то окно, границы забора, кирпичи. Любые предметы в кадре, создающие собой рамку, в которую можно заключить главный объект съемки. Такие снимки позволяют направить взгляд зрителя на главный объект, заключенный в рамке;
- Закономерности. Повторения каких-либо предметов в определенной закономерности. Дома, стоящие друг за другом, деревья, люди, выстроенные на одном расстоянии. Главным объектом могут выступать как сами повторяющиеся предметы, так и предмет, расположенный в конце закономерности;
- Симметрия. Деление снимка на две части, по обе стороны которого находится одинаковое содержимое. Понятие симметрии известно нам со школы, и оно оправдывает себя в фотографии не хуже, чем в геометрии;
- Отражение. В данном случае объект съемки либо находится за кадром, либо в кадре. Главное в таком снимке – направить взгляд зрителя именно на отражение;
- Заполнение кадра. Самым простым и эффективным способом обратить внимание на объект – это сфотографировать его крупным планом. Это называется заполнением. Зачем все эти приемы по ведению взгляда, когда можно ударить сразу в цель? Главное, чтобы объект цеплял сам по себе. К примеру, портрет крупным планом. Если взгляд модели выразительный, то такой снимок будет привлекать зрителя;
- Контраст. Объект съемки резко контрастирует с другими предметами с фоном. Контраст достигается двумя способами. Первый – тоновый контраст (темный на светлом фоне или наоборот). Второй – цветовой контраст. Для использования цветового контраста нужно ознакомиться с цветовым кругом. На нем цвета, расположенные напротив друг друга являются наиболее сочетаемыми. Например, на фоне синего неба будет прекрасно смотреться объект желтого цвета.
Ошибки, допускаемые при построении композиции
Начинающие фотографы любят поглощать информацию тоннами, не разжевывая. Это вредно, как для фотографа, так и для результата. Среди многообразия правил построения композиции можно потеряться. Но есть еще одно преимущество большого количества способов построения – вы с большой вероятностью найдете один из них в своем кадре, сделанном вообще без предварительного планирования композиции.
Но есть четыре основные ошибки, которые фотограф допускает даже, зная все правила. Эти ошибки связаны с неумением их применять. Рассмотрим их.
- Использование только «золотого сечения». Весьма разрекламированное маркетологами правило привито всем, даже «гуру» инстаграм-снимки. Поэтому многие используют исключительно его. Это не плохое, даже хорошее правило. Фотография, сделанная с использование «золотого сечения» выглядит хорошо. Но будут ли выглядеть хорошо 50 снимков Вашего портфолио, если все они сделаны по одному шаблону?
- Игнорирование переднего плана. В голове сидят два понятия – объект и фон. Нередко бывает, что один шаг назад добавляет снимку объемности, контрастности и жизни, просто включением в кадр частичного переднего плана.
- Не прорабатывание фона. Уделяя внимание объекту, фотограф может просто не думать про фон, полагая, что он не несет нагрузки. Некоторые снимки становятся привлекательными именно благодаря предметам, находящимся на фоне. Рассматривая их, зритель может погрузиться в «историю» кадра не несколько минут.
- Отсутствие экспериментов. Даже подбирая в уме подходящую композицию не будет лишним сделать несколько снимков одного объекта в разных ракурсах, с использованием различных правил композиции. Позже будет из чего выбрать и посмотреть, какая фотография пользуется большей популярностью у зрителя.
В качестве заключения стоит сказать, что среди правил всегда бывают исключения. Построение композиции используется исходя из целей. Если фотография делается для объявления о продаже, то никаких правил использовать не нужно, объект привлечет достаточное количество покупателей сам. Но даже в художественной съемке фотографы нередко отступают от правил, как направить взгляд зрителя на снимках, и руководствуются собственными ощущениями «правильного». Главное помнить, что чтобы правила нарушать осознанно, их необходимо знать. Фотограф, который не умеет применять правила построения композиции, и объясняющий все свои «шедевры» фразой «я так вижу», вряд ли привлечет достаточного внимания. Дело в подсознании. Любой принцип построения композиции отработан веками и опирается на математические, психологические принципы управления вниманием зрителя.