Как известно, снимает не фотоаппарат, а фотограф. Недостаточно купить хорошую фотокамеру и дорогие объективы, чтобы получать интересные профессиональные фотографии, которые будут нравиться окружающим. Нужно научиться настраивать технику и изучить правила композиции. Среди последних особое место занимает правило золотого сечения. Понять что такое правило «золотого сечения» сразу — не так легко, но вникнув и начав использовать при съемке, можно добиться прекрасных результатов, которые будут радовать как самого фотографа, так и тех, кто смотрит ваши работы.
Правило золотого сечения
Это композиционное правило, поэтому начнем с того, что такое композиция, и зачем она нужна.
Композиция – это правильное расположение объектов съемки в пространстве фотографии. Она позволяет расставить акценты в кадре должным образом: выделить главные объекты и убрать или сделать малозаметными второстепенные. Так зритель сможет понять, что хотел сказать своей работой автор.
Среди многих композиционных правил золотое сечение занимает важное место. Не зря его принято называть «божественной пропорцией». Правило гласит, что любой кадр нужно разделить на девять частей. Сделать это помогают 2 горизонтальные и 2 вертикальные линии. В местах, где они пересекаются, возникают 4 точки. Их называют точками силы или узлами внимания. Они считаются самыми активными частями кадра, на которые зритель обращает больше всего внимания. Именно в этих областях снимка лучше всего располагать главное: объекты, действия, другие акценты, которые должны заметить те, кто рассматривает конечный результат.
Но это лишь одна часть правила. В нем также важны пропорции. Композиция кадра, составленного в соответствии с золотым сечением, должна быть сформирована из нескольких частей. Большие и меньшие части фотографии должны быть пропорциональны друг другу и общей длине кадра. Пропорция снимка должна выглядеть так: 1:0.618:1.
Истоки появления правила
Доподлинно неизвестно кому принадлежит первенство в открытии правила. Его приписывают многим древним ученым и деятелям искусства. Но очевидно, что им пользовались еще до нашей эры.
Правило золотого сечения упоминалось в работах Евклида, датируемых примерно 300 годом до нашей эры. В труде «Начала» он использовал деление отрезка в крайнем и среднем отношении, чтобы построить правильный пятиугольник, позже названный золотым.
Также открытие правила приписывают Пифагору. Он обнародовал новые знания. В дальнейшем ими пользовались при возведении различных сооружений, создании барельефов и скульптур.
Золотые пропорции были известны и активно использовались египтянами. Храм Парфенон, пирамида Хеопса, украшения и барельефы из гробницы Тутанхамона были созданы по законам золотого сечения.
Новый виток развития правилу дали открытия итальянского математика Леонардо Фибоначчи. Он обнаружил, что природа и окружающий нас мир подчиняется конкретной схеме, приятной человеческому взгляду. Он выстроил последовательность чисел, благодаря которой появились сетка и спираль Фибоначчи. Они используются для создания правильной композиции в разных сферах и в наши дни. В том числе и в фотографии.
Как пользоваться правилом золотого сечения
Золотые пропорции должен знать каждый фотограф, который стремится или считает себя профессионалом.
Порой бывает непросто расположить объекты на фотографии правильно, чтобы не перегрузить ее. Ведь достаточно выделить несколько главных точек, чтобы снимок стал интересным, приобрел смысл и заставлял зрителя пересматривать его снова и снова.
Как же снимать в разных жанрах, пользуясь правилом золотого сечения.
Портретная фотография
Делая крупный лицевой портрет, лучше всего делать акцент на губах или глазах модели. Расположив их в узлах внимания, можно лучше передать характер и чувства человека.
Снимая человека до пояса, хорошим решением будет выделить глаза и губы. Также в этом виде портрета важное значение могут иметь руки. От их положения зависит настроение и характер человека. Распахнутые или скрещенные, они покажут открытость или закрытость человека, его настроение.
Следуя правилу золотого сечения, лучше оставлять свободное место в той части фотографии, в которую смотрит модель. Например, если она смотрит влево, удачным решением будет разместить ее на правой части сечения.
Если приходится снимать человека в полный рост, лучше располагать его не прямо по центру, а вдоль левой или правой линии сечения. Так кадр станет интереснее для зрителя и ему будет удобно рассматривать фон, изучая мелкие детали, дополняющие общее впечатление от фотографии.
Тоже касается съемки фотоаппаратом группы людей. Они необязательно должны быть в самом центре. Интереснее будет, если каждый человек будет попадать на 2 линии или точки их пересечения.
Точно также можно применять правило золотого сечения, создавая фотографии с животными или предметами в главной роли. Эксперименты приведут к оригинальным и интересным результатам.
Фотографии пейзажей
Есть 2 правила при съемке пейзажей, которые должен знать даже новичок:
- Горизонт не должен быть завален. Горизонтальная линия, отделяющая небо от земли не может быть наклонена влево или вправо. Она должна быть строго параллельна верхней и нижней линиям границы фотографии. Если только это не специальная задумка автора, которая помогает ему лучше раскрыть суть снимка;
- Горизонт не должен делить фотографию пополам. Линию горизонта следует располагать в нижней или верхней трети кадра. Это зависит от того, какая часть значимее на конкретной фотографии. Если главный объект – небо с невероятными облаками и красками, лучше оставить для него большую часть кадра. Если самое интересное происходит на земле, а небо не представляет собой ничего привлекательного, достаточно уделить ему лишь треть снимка.
Макросъемка
При макросъемке детали и конкретные объекты особенно важны. Поэтому в точках силы должен обязательно располагаться главный объект. Чтобы не отвлекать зрителя на другие детали композиции, фон лучше размыть, заранее настроив фотоаппарат. Например, широко раскрыв диафрагму.
Фотографии движущихся объектов
Снимки, в которых главные объекты движутся, также должны подчиняться канонам композиции, в том числе и правилу золотого сечения.
Здесь важно показать, что объекту есть куда перемещаться, что рамка фотографии не прерывает его движение. Лучше всего снимать главный объект на левой вертикальной линии, если он движется вправо. И наоборот – если он направляется в левую сторону. Так кадр будет выглядеть логично.
Правило золотого сечения очень важно при создании качественных фотографий. Оно помогает оживить творчество, перестать делать безликие снимки, научившись управлять вниманием зрителя, выделять главное, доносить свою идею до окружающих. Это мощный инструмент фотографа, известный с древних времен. Композиция кадра должна быть понятной и интересной. Только так зрителю захочется долго рассматривать фотографию и возвращаться к ней снова и снова. Хороший способ – научиться использовать правило золотого сечения – не только изучить теорию, но и оценить его на практике, рассматривая кадры великих фотографов. Поняв, по какому принципу они строили композицию, можно научиться следовать их примеру.