Правило третей как основа композиции

Опубликовано: 15.06.2019
Изменено: 03.08.2019
Автор: Сергей
Просмотров: 139

Правило третей как основа композицииВ любой фотосъёмке есть три важные составляющие. Это техническое вооружение фотографа, настройки параметров фотоаппарата и, самое главное, креативный подход к объекту съёмки. Если отбросить всю техническую составляющую, именно творческое решение фотографа может превратить кадр в шедевр фотоискусства. Существуют определённые правила, по которым выстраивается композиция кадра. Правило третей как основа композиции – будет нашей темой. Использовать это правило полезно для начинающих фотографов, но оно не является аксиомой, которой обязательно нужно следовать.

Что такое правило третей

Снимок девушки с зеркалом по правилу-третейЧасто начинающие фотолюбители, просматривая уже готовые снимки, удивляются тому, что фотография совершенно не похожа на то, что они снимали. Самое интересное, что присутствовало в момент съёмки, получилось скрытым и совсем не выделяющимся. Фотография получилась безликой и невыразительной. Некоторые фотолюбители начинают обвинять во всём фотоаппарат, но он только инструмент в руках художника. При правильно выстроенной композиции, даже недорогим фотоаппаратом можно снять прекрасные кадры. Плохой снимок может получиться потому что было нарушено одно из правил композиции кадра или правило третей. Ещё древние математики доказали, что всё в окружающем мире построено по строгим математическим законам. Человек воспринимая окружающую обстановку через органы зрения подсознательно фиксирует своё внимание на строго определённых точках. Всё, что находится вне этих точек, воспринимается как малозначительное и второстепенное. Это правило в полной мере относится и к фотографии.

Построение кадра

Снимок кота по правилу-третейДля того чтобы грамотно выстроить композицию будущей фотографии, можно воспользоваться обсуждаемым правилом. Эта система композиции представляет собой адаптированный для фотографии и упрощенный вариант золотого сечения, на котором базируется структура всех живых объектов. Этот закон, используемый в фотографии, выглядит следующим образом. Он позволяет определить и установить зрительные центры поля изображения. Иногда они могут называться точками силы или зонами притяжения. Всё поле зрения или кадр, который видит фотограф через видоискатель, следует разделить на девять частей, проведя две горизонтальных и две вертикальных линии.

Точки, образующие центральный прямоугольник стоят от границ кадра на 3/8 и 5/8. Именно на том, что располагается в этих четырёх точках, акцентируется внимание наблюдателя. Несколько меньшее значение придаётся самим прямым линиям, но и они играют в правиле третей важную роль. Поскольку правило третей в фотографии не обязательно должно соответствовать идеальному золотому сечению, то в упрощенном варианте, кадр делится на три равные части вдоль каждой из сторон. У большинства моделей фотоаппаратов такая сетка уже имеется в поле видоискателя. Некоторые модели позволяют включать или отключать сетку по необходимости. Для усиления эффекта восприятия и акцентирования внимания на определённые детали изображения, в фотографии могут использоваться следующие приёмы:

  • Правило третей;
  • Золотое сечение;
  • Принцип диагоналей;
  • Линия Хогарта;
  • Спираль Карню.

В основе всех этих правил лежат попытки привести творческий процесс художника и его видение окружающего мира, к математическому моделированию. Но далеко не всегда поставленная цель может быть достигнута математическими методами.

Как использовать в фотосъёмке

Невозможно дать универсальный совет по композиции кадра. Здесь многое зависит от объектов съёмки, количества важных объектов, наличия второстепенных и совсем не нужных деталей. Используя правило третей в фотографии не следует перегружать кадр важными элементами. Лучше сделать несколько фотографий, в каждой из которых будет доминировать один интересный объект.

Портретная съемка

Снимая портретПравило-третей в портретной съемке нужно сначала выбрать масштаб изображения, а потом использовать правило третей. Если портрет головной, то глаза или хотя бы один глаз должен быть помещён в точку перекрестья линий. На втором месте по значимости обычно располагаются губы. Размещение этих элементов в зрительных центрах кадра позволяет усилить общее впечатление от портрета.

В поясном портрете присутствуют руки. В некоторых случаях они могут доминировать . Когда человек смотрит в объектив или вдаль выше головы фотографа, а руки скрещены на груди, то именно они должны находиться в зоне притяжения, в соответствии с правилом третей. Такая поза свидетельствует о силе и целеустремлённости, а положение рук, подчёркивает это. При ростовом портрете одного человека его не следует помещать в центр фотографии. Лучше снимать его, если он будет находиться в левой или правой трети снимка. Размещение человека в левой стороне предпочтительнее, так как чтение вырабатывает устойчивую привычку просматривать любое изображение слева направо. Группы людей лучше всего размещать на двух уровнях. Так снимали групповые портреты ещё в ХХ веке. Первый ряд или группа людей сидит, а следующая за ними стоит в полный рост. Тем самым они располагаются на двух горизонталях точно по правилу третей. Психология восприятия даёт фотографам ещё один важный совет. Самый главный или доминирующий объект следует помещать в правую нижнюю точку центрального прямоугольника.

Пейзажная съемка

Правило третей в пейзажной съемкеПри съёмке пейзажных фотографий важная функция отводится линии горизонта. Особенно важно если это прямая линия, как на морских пейзажах. В зависимости от того, где находятся интересные объекты, на море или на суше, следует выбирать место нахождения линии горизонта. В любом случае эта линия должна совпадать с одной из двух горизонталей по правилу третей. При этом фотография чётко делится на три части, из которых две части составляет суша и одна часть море или наоборот. Точно так же можно снимать поля пшеницы, равнину или пустынные барханы на фоне неба.

Иногда законы не действуют

Правило третей не является обязательным и когда этого требует композиция, его можно и нужно нарушать. Примером такого нарушения является снимок ровной водной поверхности, в которой зеркально отражается небо с облаками. Здесь нельзя использовать правило третей, так как можно потерять красоту и уникальность этого сюжета. В этом случае линия горизонта проходит ровно посередине фотографии, и небо и его отражение в воде получились абсолютно симметричными относительно горизонта. Когда снимать стало проще, а все фотографии получаются удачными, следует пойти на рискованный шаг. Нужно полностью забыть об этом правиле. Так советуют фотохудожники мирового уровня, чьи работы получают золотые медали на международных выставках.

Для начинающего фотографа правило третей нужная и полезная подсказка. Анализируя сделанные фотографии несложно убеждаться, что это правило действует. Фотографии, снятые по правилу третей с правильным размещением объектов, с учётом зрительных центров, горизонталей и точек пересечения, получаются намного эффективнее и лучше воспринимаются, чем работы выполненные наспех. Но не всегда законы работают и поэтому не должны выполняться беспрекословно. Бывает, что у фотографа всего одно мгновение, чтобы сделать уникальную фотографию и здесь на помощь приходит только интуиция и опыт. Нужно учиться видеть самостоятельно, так как механическое следование заданным шаблонам не позволит в редкий момент быстро принять единственно верное решение.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + пятнадцать =

Scroll Up