Объектив – одна из главных составляющих фотоаппарата и основа для отличного снимка. От его качества и вида зависит очень многое, «стекло» сильнейшим образом влияет на результат. После работы с универсальной оптикой фотолюбитель обретает интересы в каком-то конкретном жанре, у него возникает необходимость приобретения отдельного объектива, с расчетом на узкий спектр применения. Виды объективов разделяются в основном по фокусному расстоянию и некоторых дополнительных возможностей, имеющихся у них на вооружении.
Что такое объектив — назначение
Объектив – это составляющая часть любого устройства, снимающего фото или видео. В него входит система линз, а главной задачей фото-объектива является точная передача света на матрицу или пленку фотоаппарата. Именно свет дает человеку возможность видеть предметы, именно его, отраженного от объектов, мы видим с помощью глаз. Само изображение возникает после обработки мозгом информации, полученной от света. Поэтому в кромешной темноте мы не видим абсолютно ничего. Также, подобно глазам, работает объектив, принимая отраженный от объектов свет и передавая его на матрицу фотокамеры.
В любом объективе имеется диафрагма – система лепестков, регулируя которые можно увеличивать или уменьшать отверстие для дозирования светового потока. В человеческом глазу данную функцию выполняет зрачок, расширяющийся в темноте и сужающийся при ярком свете.
Любая фотокамера со сменной оптикой может быть применена для любых возникающих задач, однако многие параметры, влияющие на конечный результат, зависят именно от оптики. К таким параметрам относятся: светосила, стабилизация, фокусировка, дальность и угол обзора (фокусное расстояние), искажение картинки.
Стоит отметить, что абсолютно универсальных объективов хорошего качества не бывает. Оптика, позволяющая снимать пейзажи и луну в больших масштабах не может быть качественной и дешевой. Самые качественные снимки приносят фото-объективы исключительно с фиксированным фокусным расстоянием, то есть вообще без зума. Такое «стекло» будет обладать отличными характеристиками, хорошей светосилой, при этом стоить относительно недорого. Но в погоне за универсальностью, дабы не носить с собой 5-6 «фиксов» (объектив с фиксированным фокусным расстоянием), на рынке есть зум-объективы. Но и они имеют узкие пределы и используются в разных жанрах и в разных целях.
Основное деление объективов по фокусному расстоянию
Сверхширокоугольный объектив. Такой объектив имеет экстремально малые фокусные расстояния – от 10 мм до 14 мм. Картинка в результате получается искаженной и растянутой по краям кадра, однако в нее попадает много объектов. Угол обзора таких линз широк – около 150 градусов. Подобная оптика часто используется в интерьерной съемке, когда необходимо вместить в кадр максимальное количество предметов, а также в свадебной съемке для достижения художественных эффектов. Нередко можно лицезреть пейзажи, снятые на фотокамеру со сверхширокоугольной оптикой. Такой объектив придает фотографии объем.
Широкоугольный объектив. Имеет от 15 до 30 мм фокусного расстояния. Имеет более естественные пропорции и по углу обзора схож с человеческим взглядом, однако не лишен искажений. Художественно такой тип объективов применяют реже, а для съемок пейзажей в классическом варианте подходит наиболее хорошо. На оба вида оптики не рекомендуется снимать портреты из-за искажений картинки.
Стандартный объектив. У него фокусное расстояние находится в пределах от 35 до 60 мм. Самый привычный интервал расстояний для человеческого глаза. Изображение получается правильное, не искаженное. Угол обзора в пределах 40-60 градусов. Идеально подходит для портретов. Ввиду своей универсальности применяется во всех видах съемок. Бывают пейзажи, снятые на фотоаппарат с объективом, имеющим стандартные фокусные расстояния, предметная съемка также нуждается в правильных пропорциях.
Длиннофокусный объектив. Имея фокусные расстояния от 70 до 200 мм, такие фото-объективы больше применимы для съемок отдаленных объектов. Но чаще он используется для портретов. Подобные расстояния делают фотографию несколько плоской, но не искажают объект. При этой большие значения фокусного расстояния позволяют добиваться красивого эффекта размытого фона, отделяя от него модель. Они нуждаются в наличии системы стабилизации, так как тряска, вызванная естественным движением рук при фотографировании без штатива, на больших фокусных расстояниях не позволит получить четкий снимок.
Сверхдлиннофокусный объектив. Все объективы, имеющие фокусные расстояния от 300 мм можно отнести к данной категории. При использовании этого типа линз получается плоская картинка, вмещающая мало пространства. Но и такие характеристики востребованы. Фотоохота, спортивная съемка, даже пейзажи подвластны такой оптике. Использование сверхдлиннофокусных фото-объективов возможно только со штативом, так как высок риск получения шевелёнки (смаза кадра, вызванного дрожанием рук фотографа).
Дополнительное деление объективов по функциональности
Итак, деление объективов по их фокусному расстоянию вполне понятно, однако помимо данной иерархии они также могут быть:
- С постоянным и переменным фокусным расстоянием;
- Светосильные и не светосильные;
- С постоянной и переменной апертурой;
- С возможностью макросъемки или без нее;
- Для творчества и специальных задач.
Постоянное или переменное фокусное расстояние
Фокусное расстояние (а значит и угол обзора) очень часто приходится изменять. То в кадр не умещаются все объекты, то объект необходимо приблизить или сфотографировать без нарушения пропорций. Для всех этих задач целесообразно иметь объектив с переменным фокусным расстоянием. Однако другой важный фактор – светосила, очень сильно влияет на ценообразование.
Светосила
Светосила – это максимальная возможность открытия диафрагмы. Чем шире она может открываться, тем больше возможностей предоставляет фотоаппарат. Так, при максимально открытой диафрагме легко получить качественный снимок с рук в условиях низкой освещенности, так как при этом существует возможность сократить выдержку. Кроме того, широкая диафрагма красиво рисует «боке» — зону нерезкости, это ценно и важно при портретной съемке.
Апертура
Из сказанного следует, что объектив с высокой светосилой и переменным фокусным расстоянием в оптимальных пределах – самых подходящий вариант. Но вот незадача – цена за такое удобство исчисляется в десятках тысяч рублей. Так как подобные требования предъявляют в основном профессионалы, то и оптика с такими возможностями относится к профессиональной. А это наделяет ее пыле и влагозащитой, прочными материалами, качественным стеклом, увеличенным ресурсом и… большим весом. Светосильный зум-объектив не может быть легким!
Выход из ситуации есть – приобрести набор светосильных фото-объективов с фиксированным фокусным расстоянием для каждого вида съемки. Это будут наиболее качественные и резкие линзы, так как оптика подобного типа состоит из минимально возможного количества составляющих элементов.
Зум-объективы могут иметь постоянное значение диафрагмы и плавающее. Первый вариант – самый сложный и дорогой. При втором варианте максимально открытая диафрагма зависит от фокусного расстояния – чем оно больше, тем уже отверстие и меньше светосила. Такой подход оправдан – фотокамера с подобным объективом будет стоить дешевле, а оптика такого типа часто входит в комплект поставки фотокамеры любительского и полупрофессионального уровня.
Макросъемка
Макросъемка – возможность создавать фотографии объектов в масштабах 1:1 и более. По факту именно такой порог определяет профессиональные фото-объективы для макросъемки. На некоторых же других линзах, изначально созданных не для этого, существует режим макросъемки. Он позволяет сфокусироваться на объекте с малого расстояния – около 15-20 см, что помогает сделать снимок предмета в большом масштабе, напоминающем макросъемку. Оптика без макрорежима не может сфокусироваться на расстоянии ближе полуметра. Этот факт вносит дополнительное деление оптики на виды. Возможность сделать снимок с близкого расстояния – полезная штука. При желании развиваться в съемке макро, необходимо покупать оптику, рассчитанную именно на эту задачу.
Специальные и творческие объективы
Существуют объективы для специальных видов съемок. Часто именно они позволяют добиваться важных параметров снимка без применения постобработки:
- Шифт-объективы применяются для съемки зданий, архитектуры и чертежей, и с помощью дополнительных органов управления приводит к точной передачи прямых углов, отсутствию искажений;
- Софт-объективы применяются для творческой съемки портретов, делая область модели резкой, а остальную часть – художественно искаженной;
- Фиш-ай – «рыбий глаз». Изображение с фотокамеры, оснащенной таким объективом имеет крайне искаженный результат из-за сверхширокоугольной линзы – от 180 градусов и выше;
- Линзбеби – объектив имеет мягкий корпус в виде гармошки и позволяет смещать область резкости в любую точку кадра, делая остальное пространство в расфокусе.
Итоги
Парк оптики на рынке фототехники безграничен. Невозможно приобрести все фото-объективы даже одного производителя, из-за их огромного количества. Однако в этом нет необходимости. Идущий в комплекте с фотоаппаратом «китовый» объектив (так называют комплектную оптику) позволит понять все нюансы и работы со сменной оптикой, разобраться в ее минусах и плюсах, понять в каком направлении двигаться дальше.
Помимо оптики от производителя фотокамеры существуют и сторонние фирмы, которые изготавливают объективы в цене сравнимо ниже оригинала, при этом качество не страдает. При выборе оптики стоит учитывать существование таких фирм.
Необходимо принять за аксиому то, что фото-объектив – в большей степени важная составляющая системы для достижения конечного результата. Фотоаппарат имеет меньшее влияние на качество, чем оптика, поэтому после опыта использования комплектного «кита» нужно обдуманно, взвешенно походить к вопросу выбора новой линзы.