Любой фотограф узнает с первых дней, что свет – главный инструмент в фотографии. Научиться им управлять — значит поднять свои работы на новый уровень, достигать хороших результатов в любых условиях освещения. Существует принципиально два вида освещения. Что выбрать, постоянный или импульсный свет в фотографии? Каждый из них обладает своими преимуществами, поэтому важно знать, как использовать оба. Разберемся в основных вопросах, касающихся в данных типов освещения.
Постоянные источники
Постоянным принято считать такой источник, световой поток которого исходит на протяжении длительного времени, от включения до выключения. К таким источникам можно отнести дневное освещение, лампу накаливания, прожектор, фонарик и прочее. Как видно из перечня такие источники условно можно разделить на естественные и искусственные, между которыми есть некоторые различия.
Каждый человек скорее всего сделал свой первый снимок именно при помощи постоянного источника – на улице или в помещении. Постоянный свет более доступен, чем импульсный. Хотя постоянное освещение привычно, для фотографии все же имеются свои особенности.
Особенности постоянного источника света
Среди особенностей, которые сопутствуют работе, различают:
- Работа с помощью регулировки выдержки или ISO. Вы не можете управлять мощностью светового потока (не считая студийных условий). Камера улавливает столько света, сколько его излучает источник. В случае нехватки освещения остается довольствоваться увеличением времени работы затвора фотоаппарата или усилением светочувствительности, при условии постоянной диафрагмы, невозможности ее изменения по соображениям идеи фотографии;
- Фотографирование при постоянном освещении позволяет нажимать кнопку спуска затвора в любое время, не боясь, что в это время не будет работать освещение. Так бывает при использовании вспышки. Данный вид освещения лишен подобного недостатка;
- Возможность видеть кадр еще до спуска затвора. Предпросмотр – весомый плюс постоянного освещения. Фотограф может планировать светотеневой рисунок и настраивать параметры съемки без пробных фотографий, так как результат виден на экране все время;
- Естественный постоянный свет, а также уличный искусственный не требует от фотографа наличия источников питания. Солнце или уличные фонари светят не зависимо от того, есть ли у Вас батарейки в кармане;
- Смешение или резкое изменение постоянного освещения может повлиять на настройки баланса белого, с эти нужно быть внимательным.
Указанные особенности являются как достоинствами, так и недостатками. При этом одна и та же особенность может оказаться одновременно плюсом и минусом, в зависимости от стоящих перед фотографом задач.
Плюсы и минусы
Для начала рассмотрим плюсы:
- Постоянность освещения. Это не тавтология, а отличительная особенность. Вы не думаете о наличии света, а просто работаете с ним, подстраиваясь под его небольшие изменения. Проблемы его отсутствия не будет;
- Предпросмотр. Планирование светотеневого рисунка и других элементов на начальных этапах. Вы в режиме «онлайн» наблюдаете за всеми изменениями, вносите корректуры;
- Доступен каждому. Только Вы и фотоаппарат. Ни фонарей, ни накамерных вспышек. Работаете с тем, что имеется вокруг;
- Возможность собрать самостоятельно осветительное оборудование. Например, для предметной съемки или натюрмортов.
Есть и минусы, хотя их сравнимо меньше:
- Затруднена съемка движущихся объектов с использованием малых значений ISO. Если требуются такие параметры, то постоянного источника может не хватить, если речь не о ярком солнечном полудне;
- Управление световым потоком также затруднено. Вы не можете направить естественный свет нужным образом, не можете увеличить мощность. Безусловно есть отражатели, фильтры (ND – для снижения потока), можно увеличить выдержку или ISO. Но в целом, постоянный свет менее подвластен управлению, когда речь идет не о студии;
- Если вы используете фонари на аккумуляторах, то такой заряд будет быстро расходоваться, так как устройство будет включено даже тогда, когда не используется.
Область применения постоянного источника света
Несмотря на имеемые ограничения и недостатки, постоянный свет – это то, с чем мы живем. Поэтому область применения такого рода освещения – все жанры фотографии, уж тем более – видео. Есть случаи, когда предпочтительно использовать импульсный свет, но и тогда постоянный может быть применен и поможет достичь требуемых результатов.
Чаще постоянный свет используется, когда есть возможность управлять выдержкой без ущерба для идеи фотографии. Тогда достижимы любые результаты. Это, безусловно, пейзажи, предметная и интерьерная съемка, натюрморты. Ночной пейзаж также привлекателен благодаря постоянному свету и выдержке.
Импульсные источники
Вторым видом освещения фотографа является импульсный свет. Как видно из названия, отличительная особенность такого освещения — использование импульса. Импульс является краткосрочным, но мощным. С учетом, что выдержка большинства кадров тоже относительно краткосрочна, импульса вспышки бывает достаточно, чтобы осветить кадр. Высокая ее мощность позволяет использовать сверхкороткие выдержки (до 1/500) и получать требуемые результаты.
В основе импульсного источника лежит конденсатор, накапливающий энергию от аккумулятора, затем разом ее отдающий в виде мощной вспышки лампы. Отсюда вытекают некоторые особенности использования импульсных осветительных устройств.
Особенности импульсного источника света
Особенности импульсного света объясняются его искусственным происхождением. С нюансами работы при использовании данного типа приходится считаться. Безусловно отличия такого освещения от постоянного влекут за собой свои плюсы и минусы:
- На заряд конденсатора требуется время. На это может уйти всего секунда, но она может многого стоить. Упущенный в нужный момент кадр, по причине перезаряда вспышки – нередкое явление;
- Невозможность использовать серийную съемку. Импульсный источник попросту не будет успевать заряжаться;
- Ограничено минимальное значение выдержки. Так называемая выдержка синхронизации – это та выдержка, при которой в кадр не попадут шторки затвора. Часто это значение равно 1/200 секунды, что зависит от модели фотокамеры. Есть варианты с выдержкой синхронизации 1/250. Существует также высокоскоростная синхронизация. Одним словом, данный параметр требует учета при использовании и является отличительной особенностью импульсного устройства;
- При использовании импульсного света существуют понятия синхронизации по первой и по второй шторке затвора. Использование того или иного способа приносит разные результаты;
- Импульсное световое оборудование нуждается в источнике питания. Это могут быть батарейки или электрическая сеть. Но не бывает импульсного источника естественного происхождения (разве только молния, что на практике нереализуемо).
Достоинства и недостатки
К сильным сторонам импульсного светового оборудования относятся:
- Большая мощность;
- Возможность иметь источники освещения при себе;
- Гибкие возможности управления световым потоком;
- Возможность объединить все источники в одну систему.
Слабыми сторонами являются:
- Невозможность использования сверхкоротких или длительных выдержек;
- Невозможность видеть результат до спуска затвора;
- Необходимость иметь источник питания;
- Периодические несрабатывания вспышек во время перезарядки.
Несмотря на паритет по количеству плюсов и минусов, использование импульсного устройства – это всегда хорошо. Всегда лучше иметь дополнительное осветительное оборудование, чем довольствоваться тем, что есть. Однако, у каждого типа освещения свои задачи.
Область применения импульсного источника света
Чаще импульсные осветительные устройства используется при съемке портрета в студии. Также использование накамерных вспышек целесообразно во время репортажной фотосъемки в помещениях. Именно в данных двух жанрах фотографии импульсное световое оборудование встречается чаще всего. Но это вовсе не лишает его возможности применения в любых других направлениях. Области применения всегда зависят от преимуществ, поэтому студия, где управление световым потоком важно, и репортаж, где необходимо иметь достаточно освещения для получения четкости и качества, являются основными направлениями использования импульсных осветительных устройств.
Становится понятно, что от знакомства с фотоаппаратом начинающему фотографу важно быстро перейти к изучению освещения. Свет – голова в фотоделе, а типов у него всего два. Это не так много для их изучения. Теперь Вы знаете, постоянный или импульсный свет в фотографии лучше использовать, в зависимости от направления Вашего развития в фотоискусстве. Важно понимать, что данные источники могут быть взаимозаменяемы при необходимости, ведь наличие освещения любого происхождения лучше, чем его нехватка.