Фотокамера представляет собой компактный и не слишком тяжёлый прибор, который, в основном держат в руках. В отдельных случаях фотограф может использовать монопод или штатив, но эти инструменты затрудняют оперативную съёмку в быстро меняющихся условиях. Как правильно держать фотоаппарат и к чему приводит неправильное положение камеры – тема данной статьи.
На что может влиять неправильная хватка
Несмотря на то, что фотоаппарат предназначен, в основном, для ручной фотосъёмки, вес профессиональной камеры может превышать 800 грамм, а с телеобъективом до 1,5 кг. Держать фотокамеру в течение длительного времени в руках достаточно сложно, поэтому конструкторы, с правой стороны корпуса, предусмотрели специальный хват или грип (grip). Это выступ на корпусе, который обеспечивает достаточно жёсткую фиксацию фотоаппарата при съёмке. Неправильное удержание камеры влияет, прежде всего, на качество фотографии. Обычно, при неправильном хвате, возникает тремор или дрожание рук, отчего картинка может получиться смазанной. Часто непроизвольное движение камеры происходит от того, что фотограф нажимает спуск затвора пальцем правой руки, на которую приходится основная нагрузка от веса фотоаппарата. Если на фотокамере установлен большой объектив, то положение рук на корпусе меняется, так как левой рукой приходится поддерживать оптику. Все рекомендации, как правильно держать фотоаппарат, относятся к профессиональным моделям. Компактные «мыльницы» весят очень мало, и при небольших навыках ими можно вообще снимать одной рукой.
Неправильная работа с фотокамерой, особенно в течение продолжительного времени, может повлиять не только на качество фотографий, но и на здоровье фотографа. При оперативной и продолжительной фотосъёмке приходится долго держать фотоаппарат на весу. Это необходимо, чтобы сделать как можно больше кадров для последующего выбора лучшего снимка. В результате сухожилия травмируются, и может возникнуть не только боль, но и опухоль. Известны случаи, когда восстановительный период у измученного фотографа длился несколько месяцев. Поэтому рекомендации, как правильно держать фотоаппарат помогут получить классные снимки и избежать травм.
Основные ошибки фотографа
Обычно начинающие фотографы совершают следующие ошибки:
- Игнорируют ремень фотоаппарата;
- Не создают упор для руки;
- Широко разводят локти;
- Пытаются снимать одной рукой.
Ошибок при съёмке с рук немного, но они могут существенно повлиять на качество отснятого фотоматериала. Свободно свисающий ремень может попасть в кадр, в самый неподходящий момент, поэтому правильно будет держать ремень фотоаппарата, слегка обмотав его вокруг кисти. Это создаст дополнительную точку фиксации для камеры. При большом весе профессиональной фотокамеры, руки фотографа, не имеющие опоры, обязательно дрогнут в самый неподходящий момент. Поэтому снимать на весу или на вытянутых руках не рекомендуется. Когда локти широко расставлены, то даже небольшой вес будет заметно тянуть вниз. Совсем другая картина происходит, когда локти фотографа сведены как можно ближе друг к другу. В этом случае даже тяжёлую профессиональную камеру можно держать без усилий. Съёмка одной рукой практикуется при фотосъёмке на любительский компакт типа «мыльница» с дисплеем на задней стенке. Работа с зеркальным фотоаппаратом или через оптический видоискатель не допускает такую съёмку.
Как правильно держать фотоаппарат при съемке с рук
Опытный фотограф может снимать из разных положений и при этом получать прекрасные снимки. Существует несколько приёмов и позиций, которые позволяют правильно держать фотокамеру и обеспечивают её минимальное смещение при нажатии на затвор. Эти приёмы особенно актуальны, если съёмка производится на продолжительной выдержке или на фотоаппарат установлен тяжелый и длинный телеобъектив.
Первое правило касается кистей рук. Большинство фотокамер, кроме компактных моделей начального уровня имеют с правой стороны корпуса специальный выступ или хват. За него следует держать фотоаппарат, но делать это нужно правильно. В углубление хвата помещается мизинец, указательный и средний пальцы. Указательный палец помещается сверху на кнопке затвора, а большой находится на задней стенке там, где располагаются его настройки. Левой рукой нужно держать фотоаппарат за тубус объектива. Ладонь левой руки направлена пальцами в правую сторону. Объектив опускается на подушечку ладони, при этом большой палец ложится на тубус слева, а остальные пальцы фиксируют объектив с правой стороны. Если фотокамера держится в вертикальной ориентации, кнопка затвора должна находиться только вверху. Если она будет снизу, то кисть руки придётся неестественно выворачивать, что затрудняет работу.
Следующая важная точка это локти. Правильно держать как можно ближе друг к другу, не разводя в стороны. Они не должны выходить за пределы корпуса фотографа. Фотоаппарат будет зафиксирован очень устойчиво и надёжно, если локти упереть в грудную клетку. Жёсткая фиксация необходима при длительных выдержках.
Фотосъёмка стоя
При фотосъёмке в положении стоя, ноги нужно держать на ширине плеч или немного выдвинуть одну ногу вперёд. Если на месте съёмки есть на что облокотиться спиной, этим нужно воспользоваться. Некоторые фотографы предпочитают снимать, повернувшись боком к объекту съёмки. Нажимать на кнопку затвора нужно очень плавно без рывков. Фотографа часто сравнивают со снайпером, поскольку редкая фотография почти то же самое, что и меткий выстрел. Поэтому при фотосъёмке нужно сделать спокойный вдох, задержать дыхание и плавно нажать на спуск. Некоторые фотографы, наоборот, снимают после полного выдоха. В принципе это не важно, главное не управлять затвором во время дыхания.
При съёмке стоя можно использовать «снайперский хват». В этой позиции правая рука располагается как обычно, а левая обхватывает правое предплечье, образуя треугольник, когда локоть выставлен вперёд. На эту «конструкцию» укладывается объектив. Многие находят этот приём неудобным, но многие профессионалы пользуются им весьма успешно. Держать фотоаппарат можно по-разному, главное чтобы руки при съёмке чувствовали точку опоры.
Другие позиции при съёмке
При съемке в положении сидя лучше всего опуститься на левое колено. При этом правое колено образует удобную подставку, на которую нужно поставить локоть опорной руки. Если держать фотоаппарат таким образом можно полностью избежать смещения и вибрации камеры. Снимать в полуприседе или на корточках очень неудобно. Кроме того само тело фотографа в такой позиции напоминает пружину и все малейшие колебания будут передаваться на фотокамеру. Очень интересную перспективу можно получить, снимая из положения лёжа. Здесь всё достаточно просто. Фотокамера просто ставится на пол или землю, поэтому держать его не нужно. Конечно, под него нужно положить салфетку или кусок пластика. Чтобы объектив не был слишком опущен, под него можно подложить ладонь или кулак.
Одна из основных проблем, с которой сталкиваются начинающие фотографы – это смазанные и расплывчатые снимки. Обычно это происходит из-за того, что камера не была достаточно хорошо зафиксирована в момент спуска затвора. Для того, чтобы получить резкие снимки, камера в момент съёмки должна быть абсолютно неподвижна, например, стоять на штативе. Но всё же большинство кадров снимаются с рук, и в этой ситуации роль штатива достается фотографу. Основной задачей при съёмке с рук становится поиск опоры. В тех же случаях, когда фотограф стоит, достаточно выполнять пару несложных правил: распределять вес равномерно на обе ноги, прижимать локти к себе, не наклоняться ни вперёд, ни назад. Также крайне важно правильно держать фотоаппарат в руках.