Что такое такое тональная перспектива в фотографии

Опубликовано: 26.09.2019
Изменено: 26.09.2019
Автор: Сергей
Просмотров: 57

Что такое тональная перспектива в фотографииПрактическая фотография включает в себя множество приёмов, обеспечивающих максимальную выразительность кадра. Основными составляющими любой фотографии являются линии, свет и цвет. При правильном использовании этих факторов мастер может получить настоящее произведение фотоискусства, снимая самые обыденные предметы. В литературе о фотографии встречается такое понятие, как тональная перспектива. Что такое тональная перспектива в фотографии, от каких факторов зависит её глубина и как правильно ей пользоваться – тема данной статьи.

Что такое тональная перспектива

Что такое тональная перспективаОкружающая вселенная трёхмерна, но полотно художника или фотография являются двухмерными объектами, поэтому для придания художественному произведению глубины используется тональная перспектива. Поскольку человек и всё, что его окружает, существует в газовой среде, именно воздух является здесь ключевым элементом. Атмосфера, которая нас окружает, никогда не бывает идеально прозрачной. Чистота окружающего воздуха зависит от множества следующих факторов:

  • Географическое местоположение;
  • Высота над уровнем моря;
  • Тип почвы;
  • Техногенные причины.

От этих факторов зависит не только прозрачность, но и цветовые оттенки воздуха. Так глубина фотографии снятой у моря будет прозрачно-голубоватой, а в кадре, сделанном в песчаной пустыне, будут преобладать охристые или красноватые тона. Так как это всё связано с воздухом, то тональную перспективу иногда называют воздушной. Можно сказать, что данный эффект – это снижение насыщенности цвета и контраста объектов съёмки, связанное с их отдалением от объектива фотоаппарата. Она подчиняется законам оптики воздушной среды. При этом существуют определённые закономерности:

  • При удалении предмета от наблюдателя его контуры становятся менее резкими и их чёткость теряется;
  • Насыщенность цветов заметно снижается и они как бы «разбеливаются»;
  • Смягчается контраст изображения во всех частях кадра;
  • Предметы, расположенные в дальше, кажутся более светлыми, чем близко расположенные объекты.

В этом виноват воздушный слой, который находится между фотографом и объектом съёмки. Когда кадр выстроен правильно, удается получить пространственность фотографии, и она не выглядит плоской. Передний план является самым контрастным и ярко очерченным, предметы расположенные немного позади, уже имеют более мягкие контуры. Здесь немного снижается контрастность светов и теней и теряется чёткость очертаний линий, при этом возникает впечатление, что предметы окутаны лёгкой дымкой. На дальних планах фотографии почти полностью отсутствует детализация предметов, их контуры сильно размазаны. Чётких границ меду зонами нет, и они плавно перетекают одна в другую. Именно этот эффект создаёт впечатление трёхмерности и глубины фотографии.

Тональная перспектива на открытом воздухе

Тональная перспектива на открытом воздухеДля того чтобы правильно воспользоваться данным эффектом нужно умело выбирать время съёмки. После восхода солнца, в летнее время, начинает испаряться роса, что создаёт дымку, и ощущение глубины и объёма усиливается. Такую же картину можно наблюдать сразу после дождя. Многие фотографы пользуются ранним утренним временем, чтобы получить интересные фотографии. Другая картина наблюдается осенью, когда температура настолько понизилась, что испарения влаги не происходит. В такое время воздух исключительно прозрачен и чист, а дали хорошо просматриваются и отчётливо отображаются на фотографии. Очень важным для тональной перспективы на фотографии является освещение. Если источник освещения находится за спиной фотографа, то направление световых лучей совпадает с направлением на объект съёмки. Все, что попадает в объектив фотоаппарата освещено сравнительно ровно. Воздушная дымка, конечно, присутствует, но её яркость будет намного слабее освещённых солнцем предметов, поэтому эффект при таком освещении заметно снижается.

Совсем другая картина наблюдается при контровом освещении. Здесь лучи света высвечивают все имеющиеся в воздухе механические частицы, при этом эффектно подчёркивается воздушная дымка. Её яркость заметно повышается, так как лучи света отражаются от механических частичек и попадают в объектив фотоаппарата. Аналогичная картина наблюдается при контр-боковом освещении, когда тональная перспектива отличается большой глубиной.

Использование тональной перспективы при интерьерной съёмке

Использование тональной перспективы при интерьерной съёмкеМатериал предыдущего раздела касался только фотосъёмок на открытом воздухе. При съёмках в помещении также можно получить на фотографии тональную перспективу, но для этого нужно использовать некоторые приёмы, так как удаление от объектов заднего плана будет очень небольшим и воздушной прослойки будет недостаточно.

При отсутствии естественной воздушной дымки объём и многоплановость фотографии придаётся следующим образом. Точку съёмки нужно выбрать так, чтобы предметы, находящиеся вблизи фотографа были меньше освещены, чем объекты, расположенные в глубине кадра. Таким образом, на фотографии будет ощутимо заметна иллюзия пространственности. Такой эффект можно получить, используя в композиции кадра контровое освещение. Это можно сделать с помощью точечных источников света, установленных в нужных местах.

Тональная перспектива обеспечивает постепенную потерю чёткости и контрастности предметов при их удалении от точки наблюдения. Одним из способов получения пространственной глубины кадра может быть грамотное использование диафрагмы. Изменяя границы чётко изображаемых объектов, наводкой на резкость и диафрагмированием объектива можно получить эффект очень похожий на естественную тональную перспективу. Снижение уровня резкости, на разных сюжетах, может отличаться между собой. Портретная съёмка допускает полную потерю резкости предметами, расположенными на удалении от основного объекта, если это не противоречит творческому замыслу и изобразительному решению. Если отдалённые предметы играют важную роль в раскрытии темы фотографии, их резкость может быть лишь слегка снижена, чтобы снимок не выглядел плоским.

При натурной съёмке пространственная тональная перспектива во многом зависит от характеристики воздушной дымки. Идеальная голубоватая дымка встречается только в высокогорных условиях, где воздух прозрачен и чист. На высоте уровня моря в лесах и лугах рассеяние света происходит на мельчайших частицах влаги, и такая дымка имеет белесый оттенок. Для получения большей выразительности кадра многие фотографы используют цветные светофильтры. Следует знать, что нежная голубоватая дымка полностью устраняется даже самым слабым жёлтым светофильтром. Тогда вместо размытого и выразительного горного пейзажа на фотографии получится чёткая и сухая картинка, как на гравюре. Белую водяную дымку применение светофильтров лишь слегка ослабляет, а на бурую техногенную – слабые фильтры вообще никак не влияют. В любом случае для получения тональной перспективы нужно ограничивать применение насыщенных жёлтых или оранжевых светофильтров. Иначе изображение получится очень контрастным и жёстким, а это влечёт за собой потерю выразительности.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 16 =

Scroll Up