Виды фильтры для съемки пейзажей

Опубликовано: 25.08.2019
Изменено: 25.08.2019
Автор: Сергей
Просмотров: 105

Фильтры для съемки пейзажейМнение о пейзажном жанре, как простом в освоении не соответствует действительно. Скептики уверены в том, что пейзаж – это обычная фиксация окружающей обстановки, природы или городских окрестностей. Правда состоит в подходе к съемке. Пусть обычную фиксацию практикуют фотокорреспонденты. Авторам, считающим фотографию искусством, коим она и является, давно ясно, что снять завораживающий пейзаж без применения «спецсредств» весьма затруднительно. Движение в кадре, контровый свет, широкий динамический диапазон сцены – враги и в то же союзники фотографа при съемке пейзажа. Их можно применить для увеличения выразительности, акцентировать на них внимание, преподнести изюминкой кадра. С другой стороны бывает, когда часть сцены невозможно исключить, но именно она приносит нежелательный эффект. Как быть? Что за помощники выручают фотографа? Какие хитрости используют авторы? Какие фильтры необходимы для съемки пейзажей?

Поляризационный фильтр

Поляризационный фильтр для съемки пейзажаВы когда-нибудь замечали, что в солнцезащитных очках картинка окружающего пространства выглядит немного более насыщенно и контрастно? Если нет, то обратите на это внимание. Принципиально поляризационный фильтр при съемке пейзажей приводит к такому же эффекту.

Данный тип фотофильтров существует в двух видах: круговой и линейный. Более распространен первый вариант. Эффект от использования регулируется путем вращения по кругу половины фильтра, который представляет из себя два сдвоенных стекла. Регулируя вращением, вы в реальном режиме сможете наблюдать, как исчезают и появляются блики, меняется цвет и насыщенность неба.

Что дает полярик при съемке пейзажей? Придает насыщенности, устраняет яркие детали, выравнивает тон неба, придает ему объем, убирает блики на водной поверхности, глянцевых деталях, делает воду более прозрачной.

В целом, того эффекта, который дает полярик, нелегко достичь просто обработав фотографию в редакторе, например фотошопе, но реально. Однако, явно выгоднее иметь исходное фото пейзажа с выразительными деталями. Правда, говоря о выразительности, она не так гарантирована при применении поляризационного фильтра. В его использовании есть важные нюансы:

  • Поляризатор эффективен при съемках пейзажа, когда солнце находится перпендикулярно объективу, то есть светит сбоку на фотографа. В данной ситуации эффект будет максимальным. При съемке пейзажа, когда солнце светил в кадр или располагается позади фотографа, полярик практически не проявит себя.
  • Ценовой разброс может ввести в смятение. Выбор стоит делать исходя из класса используемого объектива. Пользуясь объективом профессиональной линейки не нужно покупать дешевый фотофильтр за 300 рублей, от него будет больше вреда, чем пользы. К тому же цена зависит и от диаметра.
  • Если вы часто снимаете пейзажи на широкоугольник и сверхширокоугольник, то потребуется тонкий полярик, так как фильтр с обычной шириной будет способствовать появлению виньетирования кадра. Второй проблемой широкого угла является неравномерный эффект от использования фотофильтра.

Все перечисленные нюансы являются лишь деталями использования полярика для съемки пейзажей, но никак не лишают его достоинств. Поляризатор рекомендован к использованию для любого пейзажиста, останется лишь познать его на практике и красивые снимки гарантированы.

Нейтрально-серый фильтр

Нейтрально-серый фильтр для съемки пейзажаНе менее значимым для съемки пейзажей является нейтрально-серый или фильтр нейтральной серости. Он может использоваться в комплексе с другими, дополняя свойства друг друга.

Задача нейтрально-серого фильтра – затемнение сцены. Часто при дневном освещении для уменьшения яркости сцены бывает недостаточным просто прикрыть диафрагму, даже на максимум. Хотя и не стоит забывать, что существует еще дифракционный предел. Второй вариант уменьшения экспозициисокращение выдержки. Но что делать, когда днем требуется длинная выдержка? Вот тогда и помогает фильтр нейтральной плотности.

Фотофильтры отличаются между собой в первую очередь плотностью. Она может быть регулируемой и нерегулируемой, тогда для ее изменения потребуется другой фотофильтр. Так ND-фильтры могут уменьшать световой поток от двух до тысячи раз. Такой разброс перекрывает практически все потребности в их использовании.

Для каких целей можно применить ND-фильтр? В основном для увеличения выдержки в дневное время, что требуется для: создания эффекта движения (например, при съемке городской суеты), исключения посторонних в кадре (существует прием, когда с помощью штатива и длинной выдержки все прохожие в кадре «растворяются»), создания эффекта матовой воды (волнение водоемов при длинных выдержках превращается в сплошную матовую поверхность, это же касается и водопадов). Это не весь перечень возможностей применения фотофильтра для съемки пейзажа, все зависит от фантазии.

Покупка ND-фильтра соответствующей ценовой категории также актуальна, чтобы не портить качество получаемого изображения при использовании дорогой оптики.

Градиентный фильтр

Градиентный фильтр для съемки пейзажаПолезный фотофильтр для съемки пейзажа, который имеют в своем наборе любой фотограф. Градиентный фильтр позволяет уменьшить яркость лишь части сцены (обычно половины). В основном эта способность используется для уменьшения экспозиции неба, не затрагивая землю. Таким образом, фотофильтр помогает компенсировать невысокий динамический диапазон цифровых матриц. Существуют способы обойтись без фотофильтра, например, использовать брекетинг экспозиции (в данном случае фотокамера производит три снимка с разной экспозицией один за одним) затем проработать детали в фотошопе или лайтруме. Либо просто использовать HDR-режим. Но в случае, когда в кадре присутствуют движущиеся предметы, оба варианта не подойдут.

Градиентные фильтры могут быть как круглым, так и прямоугольным. При этом оба они могут иметь оттенок (голубой, оранжевый, красный и другие). Лучше использовать фотофильтр без оттенка. Круглый градиентный фотофильтр используется классическим способом – прикручивается посредством резьбы на объектив. Прямоугольный нуждается в посадочном месте – переходнике, который также прикручивается резьбой. У каждого вида есть преимущества: круглый не портит вид аппаратуры (прикрученный переходник и квадратное стекло, превышающее по размерам диаметр объектива, для посторонних выглядят странно). Однако такой вариант позволяет регулировать линию горизонта, в отличие от круглого, где переход от темного к светлому происходит исключительно посередине.

Цветные фотофильтры не так часто применяются для съемки пейзажа, потому что цвет без труда можно изменить в фоторедакторе, лучше на них не тратиться. Более важные отличия – это плотность темной стороны и резкость перехода от темной области к светлой. Предпочтения зависят от окружающей обстановки, которую необходимо заснять.

Другие виды фильтров

Другие виды фильтров для съемки пейзажаПомимо трех основных фотофильтров существуют еще ультрафиолетовые, лучевые, утепляющие. Первые из этих трех нередко используются при съемке пейзажа, но их использование имеет плюс и минус.

Плюс состоит в фильтрации синего оттенка и главное – защиты передней линзы объектива. Использование качественных дорогих объективов целесообразно с использованием такой защиты. Существует масса примеров падения фотокамеры, в то же время множество случаев разбивания именно фотофильтров без повреждения самого фотоаппарата. Защита нужна и от погодных условий, попадания брызг, которые гораздо труднее оттереть с линзы объектива (на которые нанесено специальное покрытие). Минусом его использования является наличие еще одного стекла в системе, которая налажена без его расчета. Фотофильтр может создать блики и помехи.

Лучевой фильтр позволяет создавать эффект лучей от источников освещения, например фонарей, подобных эффекту, появляющемуся при закрытии диафрагмы. Иногда такой фотофильтр применить можно, но он не нужен столь часто, как другие. Утепляющий фильтр делает оттенок кадра ближе к солнечно-закатному, деревенскому, создавая эффект сельского уюта – вариант «для поиграться», так как цветокоррекция может быть достигнута в редакторе.

Использование основных видов фотофильтров объективно необходимо для достижения хорошего результата в пейзажной съемке. Современные фоторедакторы хоть и умеют творить чудеса, но не позволяют обойти законы физики и успешно повторять длительные выдержки, стирать границы динамического диапазона.

Существуют разные мнения фотографов. Кто-то принципиально не использует фотофильтры, а кто-то, однажды попробовав, понимает их необходимость. В любом случае, чтобы сформировать свое личное мнение необходимо ими воспользоваться.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 4 =

Scroll Up