Новичкам вряд ли удастся избежать ошибок, начиная осваивать искусство фотографии. Неправильно построенная композиция кадра, плохое освещение или неудачная поза модели выдают любителя, портят кадр даже с интересным сюжетом. Зная, какие наиболее распространенные ошибки начинающих фотографов бывают, гораздо проще их избежать. Так можно сразу выйти на хороший уровень, продолжая совершенствовать свое мастерство. Какие основы композиции важно использовать, как правильно работать со светом, какие позы моделей будут выглядеть неудачно.
Ошибки связанные с компоновкой кадра
Как чаще всего ошибаются фотографы-любители, выбирая композицию кадра:
- Располагают главный объект в центре фотографии. Это стандартная ошибка, которую в первое время совершают все. Новичок интуитивно считает, что лучше всего, если главный герой находится строго по центру. В дальнейшем, изучив правило третей, фотограф уже вдумчивее работает со своим фотоаппаратом. Выбирает наиболее выигрышную позицию человека или предмета, чтобы лучше передать сюжет, заинтересовать зрителей. Правило третей, конечно, можно нарушать, но с умом, когда это действительно требуется по сюжету;
- Щелкают на спусковую кнопку фотоаппарата не продумав кадр. Увидев что-то интересное, любители спешат сделать кадр, а совершают ошибку. Чаще всего он оказывается как минимум банальным. Чтобы избежать эту ошибку и создать хорошую фотографию, важно экспериментировать: всегда пробовать разные ракурсы и точки съемки, подождать, пока лишние люди покинут кадр или наоборот разнообразить снимок идущими прохожими. Все зависит от ситуации. В одинаковых кадрах, которые, например, делают в путешествиях туристы, нет никакой ценности. Снятая миллионами людей Эйфелева башня с самого популярного места и в придачу с толпой туристов, ни у кого не вызовет интереса. Выбрав интересную точку, и хорошо скомпоновав кадр, можно добиться совсем другого результата;
- Заваливают горизонт. Это ошибка распространена, потому что в первое время новички просто не обращают внимание, насколько ровной выглядит линия горизонта. А ведь кадр, в котором перекошены вертикальные или горизонтальные линии (наклон зданий, скошенная линия горизонта) выглядят очень непрофессионально. Достаточно внимательно прицелиться через видоискатель фотоаппарата, и на снимке все линии будут ровными. Исключение, когда фотограф специальной делает горизонт неровным. Такой прием применяется в ряде ситуаций, чтобы придать снимкам динамику, больше эмоций. В остальных случаях это просто ошибка и брак;
- Делят кадр на две половины. Чаще всего, в фотографиях новичков, горизонт разделяет снимок на две половины. Это ошибка, так кадр становится скучным. Снимая пейзаж, важно оценить, что выглядит эффектнее. Если небо, то ему нужно выделить 2 трети кадра, если живописный водоем или холм, то большая часть кадра должна быть занята им. Еще одна ошибка этого типа – помещать вертикальные объекты посреди снимка. Например, столбы или деревья. Они также делят кадр на 2 части, создавая банальность и дезориентируя зрителя. Он не может понять, какая из частей фотографии главная;
- «Разрезают» голову или шею модели линией горизонта. Такие фотографии выглядят не эстетично. Лучше немного изменить точку съемки, чтобы горизонт располагался выше головы или ниже шеи. Также можно размыть фон, больше открыв диафрагму. Так фото будет выглядеть намного лучше;
- Делают бессюжетные фотографии. Сделав какой-то кадр на свой фотоаппарат, важно придать ему смысл, расставить акценты. Когда фотограф совершает такую ошибку, зрителю непонятно, о чем фото, и зачем оно снято. Нажимать на спусковую кнопку фотоаппарата стоит лишь тогда, когда сам фотограф понял, что интересного в этом кадре и как передать свои наблюдения зрителю. Для этого можно использовать правила композиции, выбрать правильное освещение для главного объекта, исключить все лишние предметы с будущей фотографии;
- Снимают только горизонтальные или только вертикальные фотографии. Вытянутые вверх объекты лучше снимать в вертикальном формате, а расположенные горизонтально – в горизонтальном. Кроме того, важно знать, что вертикальные снимки добавляют напряженности, а горизонтальные – дают спокойствие и умиротворение;
- Совершают ошибку, не учитывая объекты, расположенные на переднем и заднем фонах. Используя фотоаппарат, важно сразу хорошо скадрировать снимок. Если на заднем фоне есть слишком яркие объекты, они отвлекут внимание от главного героя фотографии. Также неудачным будет присутствие мусора на заднем или переднем плане. Лучше сменить точку съемки или приблизить главный объект, чем потом исправлять свои ошибки в фоторедакторе;
- Не замечают столбы, деревья и другие предметы, растущие из головы модели. Это распространенная ошибка. Важно внимательно следить за всем, что попадает в кадр. Выбирая лучший ракурс и свет, начинающие фотографы часто не замечают таких нюансов. В итоге у человека появляются рога из окружающих предметов. Это смотрится очень непрофессионально;
- Перегружают одну часть снимка. Любая фотография должна быть уравновешена. Если в правой части кадра находится крупный объект, его можно легко уравновесить небольшим, но ярким предметом в левой. Иначе одна из частей снимка будет смотреться пустой;
- Располагают в одну линию голову людей в групповом портрете. Это выглядит скучно. Лучше избегать этой ошибки и придавать снимку большую хаотичность, расположив в шахматном порядке высоких и низких людей. Также важно следить за сочетанием одежды моделей. Например, ошибкой будет расположить рядом двух людей в одежде одинакового цвета. Лучше использовать контраст, чередуя моделей в зависимости от цвета их нарядов;
- Используют неудачный домашний фон. Лучше снимать портреты людей на улице, чем на фоне ковров или заполненной лишними предметами комнаты. В крайнем случае, можно подвести их к окну. Но тогда понадобится отражатель.
Ошибки с освещением
Купив фотоаппарат, вдохновленный фотограф отправляется на съемку, совсем не заботясь об условиях освещения. Какие ошибки лучше не делать:
- Не фотографировать в полдень. Это особенно касается портретов людей. Когда солнце находится высоко, света слишком много и он очень яркий и жесткий. В итоге модель щурится, а на лице возникают жесткие тени, поэтому часть фотографии просто проваливается в них. В это время следует найти тенистое место. На солнце лучше всего снимать спустя полтора часа после его восхода и за полтора часа до заката. В это время на лице появляется мягкий рисующий свет, который выставляет кожу в самом выигрышном свете. Все детали мягко прорисованы и красиво освещены;
- Не фотографировать портреты без учета освещения. Важно выбрать место съемки и ракурс в зависимости от света, с которым придется работать. Мягкое освещение действует на кожу лучше любого фотошопа, а жесткий боковой свет подчеркивает все морщинки и другие неровности на лице. Также важно правильно настроить фотоаппарат. Например, при съемке против света, лучше выбрать точечную фокусировку, чтобы в фокусе оказались глаза модели, а не второстепенные детали заднего фона;
- Не приезжать на место проведения фотосессии непосредственно перед съемкой. Лучше заранее изучить локацию в разное время дня. Так появится четкое понимание, в каком месте и в какое время здесь можно снять наиболее выигрышные кадры. Кроме того можно заранее выбрать интересные фоны, чтобы не ходить в поисках уже с моделью. Это поможет сберечь нервы и избежать многих ошибок непосредственно во время работы;
- Не бояться работать в студии. Для первой съемки со студийным освещением достаточно изучить азы по настройке фотоаппарата для студии и самого студийного оборудования. Далеко не все студии оснащены большим количеством осветительного оборудования. Остальное можно освоить на практике. Главное решиться, тогда можно будет не прекращать работу даже в неблагоприятное время года.
Ошибки в позировании
Чтобы человек хорошо выглядел на фото, недостаточно правильно настроить фотоаппарат, выбрать композицию кадра и освещение. Многие люди зажимаются перед фотоаппаратом. Фотограф должен показать свою уверенность, помочь человеку выглядеть собой и не совершать ошибок, выставляющих человека в невыгодном свете. Правильное позирование очень важно для конечного результата.
Ошибки при фотографировании людей
- Искажать пропорции тела и лица. Объектив фотоаппарата должен быть обязательно перпендикулярен телу человека. Если фотограф находится выше модели, это визуально укоротит ноги. В такой ситуации следует хотя бы попросить человека поднять голову. Иначе кроме коротких ног у модели будет слишком большой нос;
- Заставлять модель позировать. Лучше задать определенные условия, в которых человек почувствует себя раскованнее, будет выполнять какие-то действия. Так больше шансов вызвать естественные эмоции. От искусственного позирования можно получить фальшивые фото, которые никого не убедят. Лучше, если фотограф будет вести непринужденный разговор, шутить, помогать людям почувствовать себя уверенно, довериться человеку с фотоаппаратом;
- Снимать с ракурсов, которые скрывают шею модели. Шея обязательно должна быть в кадре, особенно, если это женский портрет;
- Фотографировать складки живота и шеи. Из-за этой ошибки человеку явно не понравятся его фотографии. Живот можно попросить втянуть или закрыть его чем-то. А складок на шее не будет, если человек поднимет подбородок или изменит позу;
- Снимать человека в позе, когда руки или ноги направлены в сторону фотоаппарата. При таком позировании конечности зрительно укорачиваются. Модель выглядит непропорционально;
- Фотографировать моделей с верхней точки. Особенно это касается детских снимков. Снимая с высоты собственного роста, фотограф искажает пропорции человека. Ребенка лучше фотографировать, присев на корточки. А взрослого человека – расположив фотоаппарат примерно на уровне его груди. Если опустить фотоаппарат еще ниже, ноги будут выглядеть максимально стройными и длинными;
- Снимать людей, когда одна из рук прижата к телу. Такое позирование полнит человека. Даже стройной модели не понравится такой эффект.
Чтобы быстрее превратиться из новичка в продвинутого любителя, а затем и в профи, лучше избегать распространенных ошибок начинающих фотографов. Компонуя кадр, важно не заваливать горизонт, следовать правилу третей, следить, чтобы из головы модели ничего не «росло». Следует выбирать удачное время для съемки на улице, когда освещение выставляет модель в наиболее выигрышном свете. Не стоит забывать, что неправильное позирование, искажает пропорции человека. Учтя все эти тонкости и ошибки, проще создать хорошие снимки, которые понравятся самому фотографу и его моделям.