Причины отсутствия резкости на фотографии

Опубликовано: 31.03.2020
Изменено: 31.03.2020
Автор: Сергей
Просмотров: 147

Как-получать-резкие-фотографииНачинающие фотографы делают много разных ошибок. Фотографии могут быть сняты с неправильной экспозицией, может быть плохо выстроена композиция или выбран неудачный ракурс. Одной из частых ошибок при фотографировании является получение нерезкого или размытого изображения. Это может быть связано с неправильными настройками фотоаппарата или ошибками фотографа в процессе съёмки. Рассмотрим основные причины отсутствия резкости на фотографии.

Настройки фотоаппарата

Причин нарушения резкости на фотографии не слишком много. Чтобы фотографировать без размытия их нужно знать и уметь устранять. Нарушения резкости на фотографиях могут возникнуть по следующим причинам:

  • Неправильная установка фокуса;
  • Ошибки при автофокусировке;
  • Дефект объектива;
  • Некорректное диафрагмирование;
  • Использование продолжительной выдержки при съёмке с рук.

Неправильная установка фокуса

Настройка фокусаПроблемы с дефектом объектива встречаются редко, поэтому все нарушения резкости и появление размытия определяются отсутствием опыта у фотографа. Неправильную установку фокуса можно считать основной причиной получения размытых фотографий. Если главный объект при съёмке получился размытым, а предмет расположенный рядом отлично сфокусирован, то причина связана с включенным режимом выбора точки фокусировки. Автоматика фотоаппарата устроена таким образом, что резкость наводится на самые контрастные границы, какие есть в кадре. Поэтому если в границах кадра кроме модели находится какой-либо предмет с большим контрастом – фокус будет настроен именно на него. Этот предмет будет сфотографирован четким, а главное изображение получится размытым. Чтобы не оказаться в такой ситуации снимая интересный кадр, нужно отключить автоматический выбор точки фокусировки.

При съёмке лица или крупного плана с человеком, нужно использовать центральную точку фокусировки, так как она считается самой точной. Фотографируя людей нужно «наводить» фокус на глаза, тогда фотография будет резкой и без размытия.

Нечасто, но бывает ситуация, когда фокусировка настраивается с использованием центральной точки, но контуры объекта на фотографии получаются размытыми. В таких случаях зона резкого изображения находится не в стороне, а перед основным объектом или позади него. Скорее всего это дефект оптики. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, когда фотография получилась размытой, а уникальный кадр невозможно повторить, перед покупкой новый объектив нужно проверить. Для этого существует специальная мишень, но можно обойтись обычным напечатанным текстом или линейкой с делениями. Чтобы проверить новый объектив нужно сделать следующее:

  • Установить фотоаппарат неподвижно под углом 45° к плоскости текста;
  • Настроить фокус на центральную часть текста или отметку 10 на линейке;
  • Чтобы фотоаппарат не «дёрнулся» нужно использовать кабель с кнопкой или таймер;
  • Сделать несколько фотографий.

Если резкая зона соответствует настройке, то объектив можно использовать для фотографирования. Если на фотографиях зона резкости находится ближе или дальше от зоны установки, оптику нужно отнести в мастерскую для юстировки.

Некорректное диафрагмирование

Настройки диафрагмыСледующая причина отсутствия резкости на фотографии заключается в некорректном диафрагмировании объектива. Начинающие фотографы считают, что самые яркие и сочные фотографии получаются при полном открытии объектива. Для этого используются минимальные числа диафрагмы. Новички не знают, что фотографировать с полным открытием диафрагмы сложно, так как оно обеспечивает минимальную глубину резкости. Если снимать с рук, то малейшая вибрация фотоаппарата может привести к тому, что главный объект уйдёт из зоны резкости и на фотографии получится размытым. Смещение предмета съёмки из зоны резкости усугубляется, если снимать с рук и на продолжительной выдержке.

Если в процессе съёмки нужно изменить композицию кадра используется специально предусмотренная возможность. Для этого выполняется фокусировка по центральной точке, и кнопка спуска нажимается не до конца, а удерживается в полунажатом состоянии. Это отключает действие автоматики фокусировки и объектив можно немного сместить влево или вправо. При этом зона фокусировки не изменится. Этот способ будет работать корректно только при сильном диафрагмировании объектива, когда зона резкости достаточно протяжённая. На малых значениях диафрагмы, способ работать не будет, так как даже небольшое изменение расстояния до объекта, при фотографировании, уводит точку фокуса из зоны резкости, и фотография будет размытой.

Дополнительные приспособления

Дополнительные приспособленияОдной из частых причин отсутствия резкости на фотографии является съёмка с рук и применение продолжительной выдержки. В этом случае невозможно обойтись без дополнительных приспособлений. Прежде всего, нужно знать какая выдержка будет допустимой при съёмке с рук. Эта величина связана с фокусным расстоянием объектива. Для того чтобы узнать максимально допустимую выдержку нужно единицу разделить на фокус оптики. Так для объектива 50 мм максимальная выдержка будет 1/50 сек, а для объектива 200 мм – 1/200. Более короткие выдержки использовать можно, а применение более длительных значений приведёт к нарушению резкости изображения. Если условия съёмки требуют применения продолжительной выдержки, то нужно не фотографировать с рук, а использовать жёсткую фиксацию фотоаппарата.

Для этого можно использовать следующие приспособления:

  • Штатив;
  • Монопод;
  • Струбцина.

Фотографический штатив обеспечивает самую надёжную фиксацию фотокамеры. Единственное неудобство такой конструкции это его размеры и вес. Кроме того для фотографирования со штатива требуется хотя бы небольшая площадка. Многие фотографы для съёмки используют телескопический монопод. Это раздвижная «нога» из лёгкого сплава с площадкой, на которую прикручивается фотоаппарат. Чтобы фотографировать с моноподом, нужна небольшая практика. Конструкцию нужно установить на выбранное место и удерживать её сверху не за фотоаппарат, а за корпус объектива. Если «нога» стоит жёстко, а выдержка не слишком большая, то кнопку спуска можно нажимать пальцем, но лучше использовать дистанционный кабель или инфракрасный пульт управления.

При павильонном фотографировании часто применяется струбцина. С её помощью фотоаппарат можно закрепить на любой поверхности. Площадка для установки фотоаппарата может фиксироваться под любым углом. К дополнительным приспособлениям относятся дистанционные устройства, чтобы не вызвать вибрацию фотокамеры. Проще всего использовать встроенный таймер, но такое управление можно использовать только для съёмки стационарных объектов. Чтобы не получить размытые фотографии, снимая движущиеся предметы, нужно использовать кабель с кнопкой или применить дистанционный пульт на инфракрасных лучах.

Как правильно снимать

Как правильно сниматьПрежде всего, нужно правильно комбинировать и использовать основные настройки фотоаппарата. Их всего три:

  • Чувствительность;
  • Выдержка;
  • Диафрагма.

Увеличивая чувствительность можно снимать на более коротких выдержках, но это скажется на качестве фотографии из-за возникновения шумов. Малые числовые значения диафрагмы дадут больше света, что так же позволит обойтись короткими выдержками, но при этом сильно ограничивается диапазон глубины резкости. Применяя объективы «Зум» нужно знать одно правило. Любой объектив такого типа обеспечивает максимальную резкость и качество на средних значениях фокуса и диафрагмы. Так для стандартного «кит» объектива 18-55 мм, оптимальным фокусом будет 35 мм при диафрагме f/8-11. Не обязательно работать именно на 35 мм, но нужно стараться фотографировать как можно ближе к этому значению. С объективом 50-200 мм лучшая резкость будет достигаться при фокусе 100 мм и f/8-11.

Начинающих фотографов интересует, почему не рекомендуется фотографировать с диафрагмой больше f/11, хотя многие объективы имеют шкалу диафрагмы до f/32. Это связано с дифракцией световых лучей, когда при малом количестве света фотография получается малоконтрастной и нечёткой. Кроме того на таких значениях нельзя получить размытие, что часто является творческим замыслом мастера.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − тринадцать =

Scroll Up