Многие новички, обзаведясь камерой, начинают активно снимать портреты знакомых, друзей, прохожих, считая, что в этом жанре нет ничего сложного и каждое фото практически шедевр. Но опытный фотограф сразу заметит главные ошибки при съемке портретов, которые повторяются у большинства любителей. Как же избежать этих ошибок и по возможности исправить.
Глаза вне зоны резкости
Для выразительного портрета главное, чтобы в зоне резкости оказались глаза модели. Но на многих портретах в фокусе оказывается что угодно, только не они. Этот недочет возникает по нескольким причинам: из-за малой глубины резкости при широко открытой диафрагме, из-за ошибки автофокусировки фотоаппарата, из-за невнимательности фотографа.
Чтобы избежать невыразительности портрета, важно обратить внимание, на чем сфокусировался фотоаппарат, еще до нажатия на спусковую кнопку. Если такая ошибка системы появляется постоянно, лучше переключиться в меню камеры на точечную фокусировку и направить ее на глаза. Еще один способ контролировать резкость нужных частей кадра – ручная фокусировка. Однако она требует ювелирной работы и идеальной остроты зрения фотографа.
Если серия кадров уже отснята и на всех портретах глаза нерезкие, можно обратиться к программам пост обработки. В фотошопе можно исправить такую ошибку, увеличив резкость глаз. Однако это не даст такого эффекта, как точная фокусировка во время съемки.
Использование широкоугольной оптики
При съемке крупных портретов на широкоугольные объективы получаются снимки, искажающие перспективу. В итоге черты лица получаются неестественными. Увеличенные нос и глаза, неправильные пропорции лица, вот чего можно добиться при съемке лиц людей крупным планом на широкоугольную оптику.
Чтобы не сделать такую ошибку, важно правильно подобрать объектив.
Для съемки портрета можно использовать оптику с большим фокусным расстоянием, но снимать издалека, используя зум, а не с близкого расстояния. Так с пропорциями лица будет все в порядке. К тому же при зуммировании красиво размоется фон. Это поможет акцентировать внимание на человеке.
При съемке портрета модели с окружающей обстановкой уместно использовать объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Для более крупных портретов удачнее будет оптика на 70-85 мм.
Чрезмерная глубина резкости
Сильная детализация всего снимка при съемке портретов – довольно частая ошибка. Даже, если в кадре интересная и продуманная композиция, не стоит слишком акцентировать внимание на всех деталях. Фон будет отвлекать внимание от человека. Чтобы немного уменьшить глубину резкости, достаточно открыть диафрагму примерно до f5.6. Такая настройка фотоаппарата не размоет фон полностью, но сделает его мягче и переместит акцент на портрет, а не на окружающую обстановку.
Если по задумке фон должен быть размыт сильно, можно попросить модель отойти дальше от фона, а также сильнее открыть диафрагму. Чтобы при этом снять портрет в задуманном формате, фотографу также придется отступить дальше от модели. Даже если на фоне нет большого числа лишних деталей и ярких элементов, лучше, чтобы модель немного отошла от него. В противном случае возникнет впечатление, что она приклеена к нему. К тому же так фон будет таким же резким, как и снимаемый человек, что сделает снимок непривлекательным.
Еще один выход, если глубина резкости слишком большая – использовать длиннофокусный объектив и приблизить изображение модели при помощи зума.
Если эта ошибка замечена только после съемки, можно воспользоваться фоторедактором и размыть фон. Есть несколько способов, позволяющих сделать это. Однако эффект будет не таким естественным, как при размытии фона при помощи фотоаппарата.
Предметы, растущие из головы
Это еще одна распространенная ошибка, которую совершают практически все новички. Ее причина – в невнимательности фотографа к фону при съемке портретов. В итоге из головы часто вырастают фонарные столбы, деревья, цветы и другие предметы, которые портят даже самый выразительный портрет. Исправить эту ошибку проще всего в процессе съемки. Достаточно самому изменить немного ракурс. Иногда достаточно сместиться на несколько сантиметров, и фотография спасена. Также можно попросить модель немного изменить положение. Если на заднем фоне слишком много предметов, и смена точки съемки и перемещение человека не помогают, можно открыть пошире диафрагму и размыть фон.
В случае, если торчащие из головы предметы замечены лишь после съемки, придется поработать в фотошопе, применив точечную коррекцию или другие приемы пост обработки, чтобы избавиться от лишних предметов на фотографии.
Слишком малая глубина резкости
У этой ошибки две интерпретации. В первую очередь, при съемке на максимально открытой диафрагме можно получить снимки, на которых идеально резкими не будут даже главные черты лица, например, глаза. Все фото будет немного размыто. Например, очень неестественно смотрятся фотографии, на которых один глаз модели находится в зоне резкости, а другой размыт. Профессионалы рекомендуют всегда немного прикрывать диафрагму. Например, для объектива с 50 мм f1.4 рабочая диафрагма начинается со значение f1.8-f2. Используя большие значения диафрагмы, нужно особенно внимательно следить за тем, что находится в зоне фокусировки. Можно проверить резкость сразу после создания снимка, максимально увеличив изображение на экране фотоаппарата. Если глубины резкости недостаточно, следует немного прикрыть диафрагму и сфокусироваться точнее.
Еще одна грань этой ошибки – однотипные портреты с полностью размытым фоном. Они могут выглядеть эффектно и стильно. Но если такой прием повторяется во всех фотографиях, возникает вопрос о профессионализме фотографа. Возможно он просто не умеет работать с фоном и в любой ситуации старается его размыть.
Неправильная высота съемки
Конечно точка съемки зависит от конкретной ситуации, замысла фотографа, его модели. Но есть определенные правила, которые помогают сделать портрет наиболее выигрышным.
Главное из них – фотоаппарат должен находиться на уровне глаз модели. Особенно, если это крупнолицевой портрет.
Так, неправильно снимать детей с высоты своего роста. Лучше быть с ними на одном уровне. Исключением могут быть фотографии, на которых фотограф хочет подчеркнуть, насколько ребенок мал. Тогда съемка с высоты оправдана и не будет ошибкой.
При съемке людей снизу есть риск появления на фотографиях двойных подбородков, акцента на ноздрях и других не красящих моделей нюансов.
Фотографу стоит знать, что съемка сверху визуально укорачивает ноги, а сверху – наоборот удлиняет. Этот прием можно использовать для воплощения своих идей и презентации модели в более выигрышном свете. Например, если у девушки полные и короткие ноги, можно сфотографировать ее с нижней точки. Так ноги будут визуально стройнее и длиннее.
Неверный ракурс – это одна из тех ошибок, которые практически не исправить при коррекции изображения, поэтому особенно важно следить за этим в процессе съемки.
Резкие тени на лице
Черные провалы на лице способны испортить портрет даже самого привлекательно человека.
Такая ошибка чаще всего возникает при съемке в полдень в солнечный день. В таких условиях есть несколько способов спасти серию фотографии. Можно сделать несколько кадров, на которых модель закроет глаза и направит лицо к солнцу. Так оно будет равномерно освещено и человека не будет слепить яркий свет. Остальную часть кадров можно сделать в тени. При этом важно следить, чтобы тень была равномерной, и на лице не красовались узоры из солнечных пятен и тени листьев деревьев.
Также избавиться от резких теней позволит использование рассеивателя или накамерной вспышки. Причем вспышку лучше не направлять прямо на лицо, иначе кадр будет плоским. Лучше воспользоваться синхронизатором и осветить лицо немного сверху и сбоку.
Эффект красных глаз
Во многих современных камерах есть функция подавления эффекта красных глаз. Но если фотограф использует более старую модель, есть риск появления такой ошибки.
Зрачки чаще всего приобретают красный цвет при использовании встроенной вспышки.
Чтобы избежать этой ошибки можно:
- Уменьшить интенсивность импульса вспышки в настройках фотокамеры;
- Отказаться от ее использования, настроив фотоаппарат вручную;
- Воспользоваться внешней вспышкой.
К счастью эффект красных глаз очень легко убрать в фотошопе. Алгоритм действий простой, поэтому с ним справится даже новичок.
Слишком детализированная кожа
Лицо в портретной фотографии должно быть резким, но излишняя детализированность снимка может подчеркнуть все недостатки кожи.
Как этого избежать:
- Проводить съемки при мягком утреннем или вечернем свете, а не в полуденные часы;
- Не прикрывать диафрагму слишком сильно;
- Не включать на фотоаппарате режимы с повышением насыщенности. Они усиливают цвета и подчеркивают все недостатки: прыщи, угри и шрамы. Лучше выбрать нормальную или нейтральную настройку цвета;
- Не повышать резкость в фотоаппарате.
Если на портрете все-таки очень много проблемных участков, можно заняться ретушью в фотошопе. Самый легкий способ – точечная коррекция. Также можно воспользоваться специальными фильтрами, которые сглаживают недочеты. Фотографу остается убрать лишь самые крупные дефекты. При этом важно не переусердствовать с пост обработкой, чтобы лицо было естественным, а не пластиковым.
Съемка издалека
При съемке портретов с большого расстояния, фотограф берет в кадр слишком много лишнего пространства. Оно отвлекает от человека, не дает понять суть снимка.
Лучше подойти ближе или воспользоваться зумом. Более крупный портрет будет смотреться эффектнее.
Конечно, можно кадрировать фото после съемки. Но в этом случае неизбежна потеря качества.
Неудачная композиция
Даже в крупнолицевом портрете и фото с полностью размытым фоном, фотограф должен продумывать композицию. Так, в портрете активно используется правило третей. Глаза модели должны находиться на одном уровне с одной из двух горизонтальных или вертикальных линий, или в точке силы. Если взгляд человека направлен в сторону, с этой стороны кадра необходимо оставить больше места, чтобы взгляд не упирался в край снимка.
На портрете не должно быть пустого ничем не оправданного пространства. И напротив рамки фотографии не должны быть слишком сжаты, чтобы не создавалось впечатление, что человеку тесно в этом пространстве, и оно давит на него.
Кадр можно обрезать при пост обработке, немного исправив композицию. Но не все ошибки поправимы таким способом.
При съемке портрета важно обращать внимание на многие нюансы. Глубина резкости не должна быть слишком большой или слишком маленькой, следует выбирать правильный ракурс, следить за композицией и расположением модели относительно фона. Всегда проще заметить и исправить ошибку во время съемки, чем ломать голову, как скорректировать это в фотошопе. Тем более, фоторедактор – не панацея от всех главных ошибок при съемке портретов, некоторые из них просто невозможно исправить пост фактум.