Горизонтальные линии при построении композиции — эксперты расскажут как правильно использовать

Опубликовано: 29.09.2019
Изменено: 29.09.2019
Автор: Сергей
Просмотров: 1 958

Горизонтальные линии при построении композицииЕсли оценивать окружающую действительность по количеству измерений, окажется что длинных горизонтальных линий больше, чем вертикальных. И это в порядке вещей. Вертикальные структуры ограничивает сила притяжения и вращение планеты. Опытный фотограф должен так организовать композицию снимка, чтобы изображение не рассыпалось на отдельную мозаику, а было единым целым. Нужно учитывать горизонтальные линии при построении композиции, чтобы выделить самое главное на фотографии, при этом сделать второстепенные детали почти незаметными.

Горизонтальные линии в окружении

Горизонтальные линии в окруженииВ жизни человек постоянно сталкивается с горизонтальными линиями. Пешеходные дорожки или автомобильные магистрали, железнодорожные рельсы и многие другие объекты, которые нас окружают. В некоторых источниках можно прочитать, что горизонтальные линии на фотографии — это безмятежность, покой и гармония. Это утверждение легко опровергнуть. Никакой безмятежности нет на снимке, где за несколькими рядами колючей проволоки изображена человеческая фигура. Шпага, пронзающая соперника в выпаде, так же не говорит о покое и гармонии. Горизонталями можно передать целую гамму противоположных эмоций. Здесь всё зависит от композиции и мастерства фотографа.

Горизонтальные линии в композиции кадра

Горизонтальные линии в композиции кадраНа снимке горизонтали всегда параллельны границам кадра, расположенным сверху и снизу. Принято считать, что объекты, где высота намного превышает ширину нужно фотографировать в вертикальном формате, а вот спокойные и ровные пейзажи так лучше не снимать. В основном этот принцип себя оправдывает. Выбор формата зависит от того, в каком положении находится фотоаппарат в момент съёмки. Повернуть готовую фотографию можно в фоторедакторе, но художественная ценность снимка будет невысокой. Начинающие фотографы, в основном, совершают три ошибки:

  • Горизонт пересекает кадр посередине;
  • Не выдерживается параллель с границами кадра;
  • Перегруженность снимка горизонтальными линиями.

При съёмке пейзажной фотографии очень важным элементом композиции является горизонт. Если он расположен неверно, то снимок можно считать испорченным. Опытные фотографы используют непреложное правило: горизонт не должен располагаться по центру кадра. Если разделить фотографию на три части, то он должен располагаться в верхней или нижней трети снимка. Когда горизонт расположен в нижней части снимка, акцент приходится на верхнюю область. Это позволяет показать все оттенки заката, или грозовые тучи оригинальной формы. Когда небо совершенно чистое, горизонт следует немного поднять, иначе снимок будет выглядеть пустым и скучным.

Если горизонт располагается в верхней части снимка, то доминирующим становится передний план. Таким приёмом пользуются, когда хотят показать интересные объекты или предметы, расположенные ниже и выражающие основной смысл фотографии. Горизонт, перечёркивающий снимок посередине, допускается только в одном случае. Это съёмка фотографии с симметричным отражением. Небо с красивыми облаками, зеркально отражающееся в спокойной воде, заведомо выигрышный снимок. Горизонт в центре может использоваться в постановочных снимках. Здесь все полностью зависит от художественного замысла фотографа.

Вторая ошибка связана со случайным наклоном фотоаппарата влево или вправо, отчего с границами кадра возникает угол. Даже небольшое отклонение может испортить всю композицию снимка. У зрителей будет возникать ощущение, что все, изображённое на снимке, заваливается и падает. Такой дефект при съёмке можно исправить в фоторедакторе, но от этого может пострадать композиция снимка. Ещё одна ошибка связана с избытком горизонталей. Это может быть верхний край леса, его нижний край, ровные ряды посаженных растений и дорога, пересекающая фотографию через всё поле кадра. Такое обилие ровных горизонталей должно быть обязательно уравновешено крупным предметом, который уравновесит снимок. В пейзажной фотографии это может быть стог сена, мельница, одинокое выделяющееся растение или компактная группа деревьев. Этот доминирующий предмет должен располагаться в точках «золотого сечения».

В фотографии принцип гармонии, близкой к идеалу, называется правилом третей. При этом поле кадра делится на девять пропорциональных частей. Для того чтобы привлечь внимание к тем объектам, которые воплощают творческий замысел фотографа, они должны помещаться в точках пересечения. У некоторых фотоаппаратов сетку можно включать по необходимости. Такой подход помогает начинающему фотографу правильно сбалансировать снимок и выделить доминирующие элементы.

Практическая фотография, особенно её художественный подраздел, является творческим процессом. Поэтому многие опытные мастера нарушают принятые правила и каноны. Кто-то отказывается от принципа «золотого сечения», создавая композицию кадра, полностью противоречащую всем законам жанра. Некоторые стараются избегать параллельных горизонтальных линий, меняя композицию кадра или снимая под определённым углом. Новичкам следует сначала освоить классические азы композиции и только потом воплощать на фотографиях собственные фантазии. Не следует снимать пейзаж с продолжительными горизонтальными линиями, повернув фотоаппарат в вертикальную плоскость. Такой кадр будет выглядеть неестественным и обрезанным.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − два =