Купив фотокамеру, большинство любителей полны энтузиазма запечатлеть все и всех вокруг. Некоторые смельчаки даже готовы сразу браться за платную съемку. Однако, прежде необходимо изучить свой фотоаппарат и элементарные правила построения композиции. Это поможет избежать наиболее распространенных ошибок начинающих фотографов и быстрее научиться создавать качественные кадры. Тогда фотографии будут действительно хороши в техническом плане и наполнены смыслом. Каких ошибок следует избегать настраивая фотоаппарат, почему так важно досконально изучить инструкцию, какие аксессуары и комплектующие должен иметь каждый фотограф.
Ошибки в настройках фотоаппарата
Правильные настройки фотоаппарата и умение применять их в нужной ситуации – это основа для фотографа.
Какие ошибки допускают любители, изучая настройки и используя их на практике:
- Не читают инструкцию. Самая первая ошибка начинающего фотографа. Для новичка инструкция полезнее дорогостоящей книги, которые в изобилии можно найти на книжных сайтах и в магазинах. В них даются общие рекомендации, тогда как в инструкции к конкретному фотоаппарату — все о нем и все про него. Инструкция поможет узнать обо всех функциях фотокамеры, о том, как правильно его настраивать, обслуживать, какую обработку можно производить в самом фотоаппарате и многое другое. Это основа основ;
- Снимают в авто режиме. В первое время это оправдано, но немного освоившись со своей техникой, стоит начать изучать полуавтоматические и ручные режимы. Только методом проб и ошибок фотограф может повысить свой уровень, стать продвинутым пользователем, а не остаться простым любителем, совершающим банальные ошибки. Сама техника не способна угадать, какую задачу преследует автор: размыть фон или наоборот детализировать задний план, снять движение или статичную сцену. Настраивая фотоаппарат вручную, можно добиться гораздо большего, чем при автоматических настройках;
- Снимают кадры с большим цифровым шумом. Обычно это происходит из-за недостаточного освещения в помещении или на улице. Если фотоаппарат работает в автоматическом режиме, при таких условиях он повышает светочувствительность (ISO) до слишком высокого уровня. Выход в самостоятельной настройке. Чтобы избежать этой ошибки и обеспечить больше света, необходимо максимально открыть диафрагму (f), ISO установить до разумных пределов (обычно это 800 единиц), сделать выдержку длиннее. Также можно оснастить фотоаппарат внешней вспышкой;
- Не используют автоматическую фокусировку фотоаппарата. В большинстве ситуаций автофокус справляется со своей задачей, поэтому нет смысла тратить время на ручную настройку этого параметра фотоаппарата. Тем более, чтобы не допускать ошибок в ручной фокусировке, требуется опыт и очень хорошее зрение;
- Делают пересвеченные кадры. Если на фотографии есть пересветы, их не удастся восстановить даже при пост обработке. Настраивать экспозицию лучше по темным участкам фото, так фотоаппарат сохранит больше деталей, и можно будет подкорректировать ошибки экспозиции в фотошопе. Особенно хорошо восстановлению поддаются кадры, снятые в RAW формате;
- Пользуются автоматическим балансом белого. Фотокамера часто делает ошибки, определяя этот параметр, поэтому лучше выставлять его вручную. Так удастся избежать желтого, синего или серого оттенка снега, неестественного цвета лица модели, искажения оттенков других светлых деталей на снимке;
- Промахиваются фокусировкой мимо главного объекта. К примеру, при съемке человека, в фокусе может оказаться букет, который он держит в руках, а не его лицо. Также фокус часто перемещается с глаз на волосы, талию или задний фон. Бороться с этой ошибкой лучше всего помогает режим точечной фокусировки. Установив фокус на глаза модели, можно не сомневаться в том, что акценты расставлены правильно;
- Устанавливают длинную выдержку при отсутствии штатива. Снимая с рук, нельзя включать слишком длинную выдержку. Допуская такую ошибку, фотограф непременно получит смазанный кадр. При съемке длительного движения, например машин, в ночном городе или перемещения людей в метро, необходимо использовать штатив. Так можно будет установить предельно допустимую фотоаппаратом выдержку. Для наилучшего эффекта профессионалы устанавливают на штатив утяжелители, а также применяют дистанционный пульт, позволяющий избежать малейшего движения фотоаппарат;
- Используют слишком короткую выдержку при недостаточном освещении. Если фотограф устанавливает короткую выдержку, на матрицу попадает слишком мало света. Кадр оказывается слишком темным или недоэкспонированным. Это особенно заметно в помещении с недостаточным освещением. Дабы избежать ошибки в такой ситуации, необходимо больше открыть диафрагму, переместиться в более освещенную часть комнаты, использовать внешнюю вспышку или сделать выдержку длиннее;
- Снимают смазанные, недостаточно резкие фотографии. Чтобы без ошибок, четко снять движение (игры детей, соревнования, животных), лучше использовать следящую автофокусировку фотоаппарата и выставлять короткую выдержку. При этом, без штатива выдержка не должна быть длиннее обратной величины фокусного расстояния объектива. Например, снимая на «полтинник» (50 мм), можно установить выдержку не длиннее 1/50 секунды. Также на отсутствие смазанности влияют: насколько быстро движется снимаемый объект, опыт фотографа, вес фотоаппарата, наличие в фотоаппарате или объективе стабилизатора изображения;
- Снимают в формате JPG. Лучше использовать формат RAW. Это касается тех фотографов, которые планируют заниматься последующей обработкой фотографий. Этот формат дает огромные возможности для исправления ошибок в фотошопе и других программах обработки. Можно восстановить слишком темные участки фото, избавиться от шумов, восстановить цвета, сделать идеальной кожу и многое другое. Однако фотографии в RAW формате много весят, их необходимо конвертировать для обработки, печати или публикации. Если качество фотографий устраивает и так и нет желания обрабатывать каждый снимок, лучше по-прежнему использовать JPG;
- Не пользуются серийной съемкой. Снимая репортаж, например со спортивных соревнований, лучше включать серию кадров. Иначе можно пропустить самые эффектные моменты. Даже любительские модели позволяют снимать серией не меньше 5 кадров в секунду. Однако нужно запастись флешкой достаточного объема и терпением при просмотре и выборе фотографий.
Ошибки связанные с комплектующими
Покупая комплектующие для фотоаппарата, новичкам бывает сложно определиться с выбором, понять, что действительно нужно. Какая оптика понадобится для различных видов съемки, какие аксессуары полезны, а какие – пустая трата денег. Как результат, возникают стандартные ошибки. Вот основные из них:
- Выбор «универсального» объектива 18-250 мм. Он действительно охватывает большинство самых популярных фокусных расстояний. На первый взгляд это лучше, чем менять на фотоаппарате несколько объективов в течение съемки. Но это ошибка. На деле такая оптика очень тяжелая, темная и медленно работает. Так что ее универсальность лишь мнимая. Лучше взять светосильный фикс 50 мм и при желании широкоугольный объектив ему в пару для съемки более общих видов. Фиксы дают лучшее качество картинки, легкие и светлые. Из зум-объективов лучше приобрести оптику с фокусным расстоянием 24-70 мм.;
- Страх перед покупкой объективов с рук. Понятно, что рискованно покупать у кого-то фотоаппарат. Непрофессионалу трудно проверить его «пробег» и работоспособность. Но не допустить ошибку при тестировании оптики гораздо проще. Достаточно убедиться, что она не повреждена и хорошо фокусируется. Так можно гораздо дешевле приобрести рабочую технику. Тем более, что продаваемые фотографами объективы часто очень мало использовались ранее. Когда в деле сразу несколько объективов, каждый из них не применяется в полную силу;
- Использование встроенной вспышки. Набравшись опыта, большинство фотолюбителей забывают о существовании встроенной в фотоаппарат вспышки. Она дает слишком низкое качество фотографий. Лица становятся плоскими, тени отсутствуют, появляется эффект красных глаз. Вспышка бывает необходима, например, при ночной съемке, или съемке людей при жестком полуденном солнце, при использовании контрового освещения. Но лучше заменить встроенную вспышку внешней. Она даст больший объем и глубину кадра, позволит использовать боковое освещение, даст возможность прорисовки теней;
- Неправильный подбор объектива для конкретной съемки. Например, взять с собой для портретной фотосессии широкоугольный объектив, а для интерьерной – телевик – серьезная ошибка, которая значительно ухудшит или сведет на нет результат. Оптику необходимо брать, учитывая предстоящие задачи. Разное фокусное расстояние не только позволяет приближать или отдалять объекты, оно меняет пространство и объем предметов. Широкоугольная оптика дает эффект отдаления снимаемых объектов друг от друга, расширяя пространство благодаря широкому углу обзора. Такие объективы полезны при съемке интерьеров в небольших помещениях. Они вместят в кадр все необходимое. Также эта оптика позволяет снимать групповые портреты в маленьких помещениях, где нет возможности отойти дальше. Телевик в таких условиях совершенно бесполезен. Его лучше приберечь для съемки репортажей и кадров из жизни диких зверей;
- Игнорирование штатива. Многие фотографы не пользуются этим аксессуаром, предпочитая ставить фотоаппарат на подоконник, скамейку и другие попавшие под руку опоры. Но эта ошибка не позволит снять действительно творческие снимки. Например, перемещение звезд на ночном небе, грозу, левитацию, рисование светом, поток огней на ночных автострадах. Во многих ситуациях штатив незаменим. Он надежен и удобен.
- Отказ от отражателя. Это недорогой аксессуар, который бывает очень полезен при работе со светом. К тому же, его можно заменить подручными средствами. Например, пищевой фольгой (для предметной и фуд-съемки) или солнцезащитным экраном от автомобиля при создании портретов;
- Отказ от защитного светофильтра на оптику фотоаппарата. Это ошибка, которая может привести к повреждению техники. Такой аксессуар необходимо иметь каждому фотографу. Он защитит объектив от попадания пыли и грязи, повреждений и отпечатков от пальцев. Кроме того можно использовать для творческой съемки специальные фильтры. Например, красный, градиентный, поляризационный.
Все начинающие фотографы совершают ошибки. Вопрос в том, как быстро начать их замечать, а затем и избегать. Изучив опыт других, можно скорее избавиться от смазанных, темных, шумных кадров, выбрать правильную оптику и дополнительные аксессуары к фотоаппарату. Желание изучить свою технику и улучшить фотографии даст результат, новичок сможет уверенно пользоваться своим фотоаппаратом, радоваться результату и минимизировать количество ошибок.