Окружающая нас Вселенная трёхмерна и, благодаря бинокулярности зрения, любой человек без труда определит, что один предмет расположен близко, а другой намного дальше. Человек видит глубину пространства, при этом хорошо определяется расстояние между объектами. Гораздо сложнее судить о реальных размерах предметов и дистанции между ними, если смотреть на мир, закрыв один глаз. Картина, фотография или любое другое изображение на плоскости имеет всего два измерения. Поэтому, чтобы создать на плоскости пространственное изображение, фотограф должен владеть основами и знать, какие виды перспективы используются в фотографии и как их правильно применять.
Перспектива в фотографии
Каждому фотографу важно, чтобы его фотографии как можно более точно передавали картины окружающего мира. Зритель, который никогда не был в горах, должен увидеть впечатляющую объемность скал и горных вершин. На плоском листе мастер фотосъёмки отобразит уходящую вдаль цепочку торосов северного моря или ведущую к горизонту череду песчаных барханов. Такой приём позволяет органам зрения воспринимать не только пространственное разделение различных предметов, но и их взаимосвязь друг с другом. Перспектива в фотографии необходима, иначе снимки будут казаться плоскими и безжизненными.
Виды перспективы
Перспектива в фотографии позволяет передать пространственную картину на плоскости, имеющей всего два измерения. При этом на фото сохраняется реальная пространственная картина. Бинокулярность человеческого зрения позволяет определять правильные размеры объекта и расстояние до близко или далеко расположенных объектов. Для передачи пространства и объёма в фотографии используются следующие виды перспективы:
- Линейная;
- Воздушная;
- Тональная;
- Искусственная.
Линейная перспектива
Этот вид наиболее часто используется в фотографии. Название происходит от того, что в её основе лежат сходящиеся линии. На самом деле они параллельны, но по мере удаления от наблюдателя возникает впечатление, что линии на фото должны пересечься в какой-то удалённой точке. Примером может служить уходящее вдаль шоссе, железнодорожные пути или линии электропередачи. Этот вид часто используется как организация на фотографии направляющих, которые ведут к смысловому центру кадра. Передать глубину на фотографии с помощью линий наиболее удачно получается при использовании широкоугольного объектива. Такая оптика увеличивает угол обзора и способна передать в кадре, как передний план, так и фон. Применение телеобъектива, на фотографии, сокращает расстояние между близким и удалённым планом, поэтому расстояние между объектами на фото кажется меньше, чем на самом деле. Построение пространственной композиции во многом зависит от ракурса фотосъёмки и угла наклона фотоаппарата.
Линейная перспектива может быть нескольких видов:
- Центральная, когда линии располагаются в центре кадра. Они занимают большую часть композиции. Точка схождения на фото просматривается отчётливо, и объёмность пространства выражена максимально;
- Боковая допускает смещение линий, определяющих пространство немного вправо или влево. При этом мнимая точка пересечения линий остаётся в кадре. По правилам композиции такое построение кадра предпочтительнее центральной перспективы;
- При крайнем варианте сходящиеся линии располагаются на границах фото. Основная часть кадра, при этом, занята доминирующим объектом;
- Прерванная, когда мнимое пересечение линий располагается за пределами фотографии. В кадре просматривается только их часть. Объём кадра выражен минимально.
Одним из выразительных средств в пространственной фотографии является уменьшение перспективы. При этом на фото видно, что чем дальше предмет располагается от точки съёмки, тем он меньше. Это очень хорошо заметно на композициях, где сфотографирован ряд одинаковых предметов, размер которых уменьшается с расстоянием. Это может быть взлётная полоса аэропорта, вдоль которой установлены сигнальные огни или столбы линии электропередачи. Выразительным кадром с оригинальной композицией будет фотография винтовой лестницы, снятая с самой верхней точки. На фото каждый спиральный виток будет казаться всё меньше и меньше.
Воздушная перспектива
Этот вид очень часто используется на фотографиях пейзажей. Важнейшим элементом является туманная дымка, поэтому для получения удачных кадров используются естественные погодные условия. Легкий туман подчёркивает близко расположенные объекты и вуалирует всё, что располагается вдалеке. Процесс стирания контуров и граней происходит постепенно. Чем дальше предмет находится от фотографа, тем больше он скрыт в дымке. Сочные и насыщенные цвета ближнего плана постепенно переходят в бледные пастельные, и полностью растворяются в глубине фотографии. Композиция на фото с использованием этого вида кажется состоящей из нескольких планов с разным уровнем контраста. Такие кадры всегда воспринимаются, как очень глубокие. Часто туманная дымка присутствует в ранние утренние часы или после захода солнца. При этом уровень освещения падает, что потребует использования длительных выдержек. Так как для хорошей передачи пространственной глубины в данном случае лучше всего подходит телевик, то для фотосъёмки в таких условиях обязательно потребуется штатив.
Тональная перспектива
При использовании такого вида решающую роль играют не линии или туманная вуаль, а цветовые оттенки. Всё цвета принято разделять на тёплые, которые хороши для ближнего плана, и холодные. Синие, зелёные и фиолетовые оттенки лучше использовать для организации фона в кадре. Так фотография красного мухомора или ягод земляники на зелёном фоне будет выглядеть объёмно. Также предметы, которые находятся в отдалении от наблюдателя, всегда воспринимаются как более светлые, с нечётко выраженным контрастом. Часто фотографы намеренно нарушают правила для решения своих творческих задач. Такой приём называется обратная тональная перспектива.
Искусственная перспектива
Этот технический приём не всегда выделяют как отдельный вид. Он часто используется в рекламной фотографии. В нём намеренно искажаются пропорции предметов и людей. Можно так построить композицию кадра, что телевизионная башня окажется размерами с человека или маленький котёнок будет ростом с коттедж. При создании многоплановых фото не рекомендуется использовать одновременно все виды перспективы. Зрительное восприятие будет рассеиваться, при этом очень сложно сконцентрировать внимание на самом главном элементе фотографии.
Практическое применение
Передать объём и глубину на фотографии не является сложной задачей. Гораздо сложнее самостоятельно изыскивать возможности создания пространственного фото, подбирать вид перспективы под конкретную ситуацию. Для этого нужно найти линейную перспективу и использовать её так, чтобы доминанта кадра располагалась ближе к точке мнимого схождения прямых линий. В этом случае они будут играть роль направляющих, по которым будет двигаться взгляд зрителя от края фото к самой главной точке композиции. Так же удачным местом для главного объекта кадра будет начальная точка линий. При выборе места съёмки нужно обращать внимание на наличие планов, удалённых на разные расстояния. Правильным решением будет использование в композиции как мелких, так и больших масштабов. Это позволит подчеркнуть основной объект кадра и сформировать его окружение. В процессе фотосъёмки нужно больше использовать боковой и диагональный свет, который позволяет подчеркнуть объём. Фронтальное освещение не создаёт на фотографии отчётливых теней, поэтому теряется рельеф, пространство и фото кажется плоским.
С видами перспективы нужно обращаться очень осторожно, так как при неумелом использовании кадры могут получиться неестественными. Чаще всего это происходит при съёмке зданий, когда вертикальные стены начинают искривляться и заваливаться. Выбор неправильной точки съёмки может привести к тому, что у модели получатся непропорционально короткие ноги и вытянутая голова или наоборот.
Практические аспекты фотографического мастерства нельзя изучить, только читая познавательные статьи. Нужно много снимать, выбирая различные точки съёмки, виды перспективы, меняя объективы и режимы фотоаппарата. Фотографу сначала проще освоить работу с линейной перспективой, так как и в городской и в сельской местности всегда найдутся дороги, тропинки, провода или заборы. Каждый из этих объектов может стать основой интересного кадра. Для того чтобы выстроить композицию с воздушной перспективой нужно выбирать соответствующие погодные условия, время и место съёмки.