Мягкий свет в фотографии

Опубликовано: 20.07.2020
Изменено: 20.07.2020
Автор: Сергей
Просмотров: 57

Мягкий-свет-в-фотографииПродолжая тему света как главную составляющую построения изображения поговорим о мягком свете в фотографии. Он может быть как проблемой, так и помощником. Все зависит от жанра планируемой фотографии и настроения, которое автор хочет заложить в результат. Любой свет, в том числе мягкий, выражает в получаемом кадре то или иное настроение. Если фотограф задумывал получить такой результат – отлично. Но бывает, что с мягким светом приходится бороться. Справедливости ради нужно сказать, что это бывает редко, чаще приходится добиваться его различными приемами и инструментами. Ниже мы рассмотрим, какой эффект приносит мягкое освещение в кадр, в каких жанрах фотографии чаще используется, как добиваться мягкого освещения в уличных и студийных условиях.

Цели мягкого освещения

Цели-мягкого-освещенияОсновной целью является увеличение привлекательности фотографии, внесения в него доли профессионализма. Картинка, лишенная жестких некрасивых теней (исключение – если тени являются задумкой автора) делает фотографию более приятной для восприятия. Человек в реальности чаще видит окружающее пространство при дневном свете, а значит мягкое освещение для него более привычно.

Еще одной целью мягкого освещения может являться скрытия дефектов кожи. Именно поэтому портретные фотографии принято снимать в мягком освещении, особенно при съемке женщин-моделей. Если жесткий свет хорошо передает текстуру поверхности, то мягкий – наоборот ее скрывает, сглаживает.

Логичная задача – равномерное освещение. Меньшее количество теней, а значит максимально ровное (но не плоское) освещение. Представьте, вам требуется просто сфотографировать текст с листа бумаги, чтобы результат был более похож на сканирование. Вам потребуется выставить равномерный свет по всему листу, для чего вы будете прибегать к приемам, характерным для его получения.

В целом – мягкий свет резко отличает фотографию, сделанную профессионалом (или хотя бы любителем) от фотографии того, кто держит фотоаппарат в руках в первый раз. Уметь работать с ним необходимо, в большинстве случаев на помощь придут «подручные» средства. При съемке же в студии его нетрудно достичь световой аппаратурой.

Как достичь мягкого освещения

Для начала определимся, что источниками могут выступать как естественное освещение (солнце и его отражения от объектов), так и искусственное. Рассмотрим способы использования в двух случаях отдельно.

Съемка на улице

Съемка на улицеМягкий свет получается при одном условии, с несколькими производными от этого условия. Оно заключается в том, что источник должен по относительным размерам быть больше, чем объект съемки. Вспомним, что солнце, при всех его масштабах и огромных размерах, находится столь далеко, что в условиях дневного яркого света создает резкие тени, жесткое освещение. Это вполне объяснимо исходя из размеров солнца на небе и самого объекта. Солнце далеко, поэтому выглядит достаточно маленьким для любого объекта, находящегося на Земле.

Почему то же солнце в условиях облачности создает равномерное мягкое освещение? Размеры неба относительно объекта всегда велики, а солнце за счет рассеивания через облака и тучи позволяет принимать за источник освещения все небесное пространство. Отсюда следует вывод, что чем больше источник, тем мягче освещение.

Что нужно для увеличения источника, если мягкость освещения требуется усилить? Первое, что можно сделать – это приблизить источник, тогда его относительный размер увеличится. Второй способ – отражение или рассеивание, позволяющее направить световой поток от первичного источника через второй, более крупный, для его отражения от большей площади.

В природе первый случай – это закат солнца, когда оно приближаясь к горизонту становится «крупнее» и несколько смягчает освещение. Второй случай – это приведенный ранее пример с облачностью (рассеивание) или отражение от белой стены здания.

Данные способы реализуются на практике при любой необходимости. Мягкий приятный свет можно легко получить дома, просто произведя фотографию модели возле окна (можно через тюль). Окно будет являться достаточно большим источником, а тюль выступит в качестве рассеивателя (возможно придав оттенок). Использование отражателей для подсветки лица модели служит не только для направления светового потока в нужное место, но и является крупным источником относительно головы.

Съемка в помещении

Съемка в помещенииВ условиях искусственного освещения часто возникает недостаток света, но даже при его достаточном количестве приходится бороться с его жесткостью. Съемка в помещении часто сопровождается использованием вспышки, которая бывает встроенной и внешней. Встроенная вспышка – главный враг мягкого освещения. Размер источника в данном случае настолько мал (хотя часто достаточно мощен), что устранить жесткие тени на фотографии получается с трудом. Хотя сделать это можно, пропустив световой поток от вспышки через рассеиватель.

Другое дело, когда используется внешняя вспышка, присоединяемая через «горячий башмак» или используемая отдельно, через беспроводной синхронизатор. Такая вспышка чаще всего имеет поворотную голову, с помощью которой можно менять направление. Направив световой поток на большую светлую площадь и увеличив мощность, в качестве источника будет уже выступать эта площадь, например, потолок или стена. Свет будет отражен и рассеян, тени на объекте станут заметно мягче. Это самый распространенный способ использования накамерной вспышки в качестве одного источника.

Если в вашем распоряжении имеется несколько источников, то это говорит либо о том, что вы используете несколько подручных средств (светильники, лампы, фонари и прочее) либо о работе в студии со специализированным оборудованием.

Использование всех имеемых ламп иногда выручает, но их регулировка недоступна. Лампы разве что можно отдалить или приблизить для усиления (ослабления) силы светового потока. При этом лампы, скорее всего, будут разной цветовой температуры, что трудно назвать идеальными условиями. Но как выход из ситуации использование всех источников оправданы. В таком случае для смягчения теней постарайтесь придвинуть осветительный прибор как можно ближе в объекту. Попадание какого-либо одного источника в кадр можно даже использовать как продуманный творческий прием.

В студийных условиях можно выставить практически любую световую схему. Рассмотрим основанные приемы достижения мягкого света в студии.

Принцип применения источников в студии схож с ранее названными. Лампа (вспышка) применяется исключительно с отражателем (зонтом) или рассеивателем (софт-боксом), для увеличения площади светового потока. Как правило, используется не менее двух осветительных приборов, чаще – три. Первый источник – основной свет, второй – заполняющий, имеющий в два раза меньшую мощность потока, третий – фоновый.

Вариантов расстановки осветительных приборов множество, их применение возможно как с использованием белого фона, так и в декорациях. Основной вариант подразумевает следующую расстановку: фотограф находится напротив модели, по одну сторону от фотографа в 35-40 градусах находится основной свет, по другую сторону с таким же относительным углом – заполняющий. Фоновый источник направлен на подсветку фона.

Такой классический вариант расстановки осветительных приборов дает оптимальные результаты, поэтому отступления от подобной схемы, как правило, минимальны.

Мягкий свет в фотографии всегда приятен глазу, особенно его любят девушки (как модели, так и фотографы). Используйте описанные выше приемы, и вы заметите, как улучшились результаты. Такие фотографии выглядят более профессионально и качественно. Причина банальна – свет является основой любого изображения, а его правильное использование приносит правильные результаты.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать − 4 =

Scroll Up