Жесткий свет в фотографии

Опубликовано: 01.02.2020
Изменено: 01.02.2020
Автор: Сергей
Просмотров: 8 140

Жесткий-светСвет – важная составляющая любой фотографии. Фактически именно он выстраивает изображение, которое видит человек. Мы не видим объект, мы видим отраженный от объекта свет. Стоит ли говорить, что от его качества и количества будет зависеть итоговый результат? Данный факт понятен любому начинающему фотографу, художнику и всем, кто так или иначе связан с изображением. Как именно он влияет на результат? Что такое жесткий свет в фотографии?

Что такое жесткий свет в фотографии

Что-такое-жесткий-светТакое явление можно наблюдать в солнечную погоду, когда солнце находится в зените. При любом раскладе его не избежать, когда источник мал по отношению к освещаемому пространству. Почему тогда солнце является источником жесткого света? Дело в относительности размеров. Солнце огромно, но оно очень далеко, поэтому превращается в точечный, направленный источник. Если использовать для подсветки объекта лампу накаливания или встроенную в камеру вспышку, фонарик, то фотография получится с резкими тенями на объекте, без выраженных переходов светотеневых границ.

Представьте лицо человека в бейсболке при ярком солнце. Часть лица будет спрятана в тени от козырька этой бейсболки, и светотеневой переход на фотографии будет очень резок. Хорошо это или плохо? Ни то, ни другое. Такой прием в фотографии используется фотографами для достижения задуманных целей, получения желаемых результатов. То есть, это не брак, не проблема, а просто вид освещения, с которым можно бороться, а можно взять на вооружение.

Как использовать жесткий свет в фотографии

Фото едыОсобенность состоит в том, что в результате его использования поверхность объекта раскрывает все свои текстуры. Это придает фотографии контрастности и драматичности. В случае с портретами, когда в классическом варианте их принято снимать при мягком освещении, скрывая шероховатости и недостатки кожи, жесткий свет часто используется в картинах (фотографиях) мужчин. Брутальность мужского портрета часто передают именно при помощи жесткого освещения.

Однако немало фотографов любят выставлять такое освещение и при фотографировании женщин. Портреты женщин в таком случае выглядят ярко и вызывающе. Все зависит от стиля фотографии. К примеру: женщина в сельской местности обычно предстает в мягких лучах предзакатного солнца, тени мягкие. Такие фотографии призваны вызвать улыбку на лице, трепет и теплоту, здесь не применимы источники освещения, которые создают резкие тени. Другой случай – постановочная фотография бизнес-woman в деловом костюме. Такие кадры часто рождаются в студии, при этом используется пара источников освещения, главный источник много ярче заполняющего, что создает яркие цвета, подчеркнутые черты, резкие тени. Строгость, напористость, принципиальность – вот что хочет передать автор в такой фотографии. Здесь костюм и другие атрибуты дополняются именно жестким светом.

Нередко такой прием в фотографии используется в предметной съемке, натюрмортах, снимках еды – везде, где важно передать текстуру. В данном случае используется не один осветительный прибор, но соблюдается принцип точечного освещения. Акцент на детали, требующие передачи характера поверхности объекта съемки обычно важен в предметной фотографии.

Основные факторы, из-за которых свет становится жестким

Из вышесказанного можно выделить два основных фактора, которые являются причиной жесткого света. Устранение этих факторов помогает смягчить свет, напротив, если требуются резкие тени, то нужно добиться наличия этих двух составляющих:

  • Источник освещения должен быть меньше, чем снимаемый объект. Лампочка или вспышка при фотографировании человека, даже солнце (учетом расстояния до него) может являться и является в ясную погоду жестким источником освещения;
  • Расстояние до объекта. Чем дальше свет, тем он точечнее и жестче. Солнце, как пример подходит идеально – расстояние до земли большое, поэтому более сильного источника жесткого света, чем солнце в зените придумать трудно.

Но что происходит, если на улице полдень, солнце высоко, но оно скрыто за тучами, когда небо пасмурное? В таком случае облака и тучи выступают огромным рассеивателем солнечных лучей, делая освещение более мягким.

Как выставить жесткий свет в студийных условиях

Обычно, если жесткий свет необходим для реализации задумки автора, то он выставляется принудительно с помощью разных источников освещения. Чаще используется студия, где в качестве осветительных приборов имеются стойки со вспышками или постоянным освещением. Будет это портрет или предметный жанр – проще его реализовать именно в фотостудии. Если же съемка в студии недоступна, то самые популярные схемы можно реализовать и в домашних условиях, заменив вспышки и прожектора на подручные средства. Рассмотрим основные световые схемы для получения жесткого освещения в студии или дома.

Использование одного источника света

Использование-одного-источника-освещенияСамый простой способ получения жесткого освещения – использовать всего один осветительный прибор. Но и здесь не все однозначно. К примеру, если использовать накамерную (внешнюю) вспышку, выставив ее мощность на максимум и направив в потолок, результат будет обратный. Источником здесь выступит уже не вспышка, а именно потолок с отраженным от него светом, который будет уже мягким, так как площадь потолка рассеет его равномерно по всей комнате. Поэтому использовать внешнюю вспышку нужно на расстоянии от объекта и направленно на него (мощность выбирать в зависимости от требуемого результата). Как сымитировать такую простейшую схему дома без вспышки? Используйте настольную лампу. Свет от нее будет менее сильный, придется компенсировать светочувствительностью фотокамеры или выдержкой затвора. В последнем случае, возможно, придется использовать штатив (даже рекомендовано при предметной съемке). Использовать один источник рекомендуется со стороны фотографа, в стороне под углом 45 градусов относительно фотографа или сбоку перпендикулярно оси фотоаппарата.

Использование двух источников освещения

Использование-двух-источников-освещенияВторым вариантом является использование двух источников, что более профессионально. Выставить аппаратуру и настроить мощность при использовании вспышки очень трудно, так как мы не наблюдаем результат в режиме «онлайн». Поэтому в целях обучения лучше для начала поэкспериментировать на постоянном свете. Вариант расстановки основывается на том, что основной осветительный прибор используется подобно предыдущему варианту, а второй источник освещения – с меньшей как минимум в два раза мощностью – слегка корректирует направление теней и используется сбоку от модели (объекта съемки).

Использование трех источников освещения

Использование-трех-источников-освещенияЭто самый профессиональный вариант. Все как во втором варианте, но добавляется фоновый свет. Его задача – отделить объект от фона. Остальное по известному принципу – рисующий (основной) – самый яркий, заполняющий – на уровне одной четвертой от мощности рисующего. Дополнительные (кроме рисующего) осветительные приборы призваны только добавить профессионализма в фотографию, они не должны сильно смягчать тени. Их мощность должна оставаться на уровне, позволяющим считать получаемое освещение жестким.

Жесткий свет получить не трудно, гораздо легче, чем побороть его. Чаще фотографу приходится принимать меры для его смягчения, тогда используется дополнительное оборудование. Но бывают ситуации, когда необходимо приложить усилия для получения резких теней – например, на улице при затянутом облаками небе. Тогда на помощь придет как минимум один мощный источник, например внешняя вспышка, которая может быть использована отдельно от фотоаппарата с помощью синхронизации.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(2 оценок, среднее: 1,50 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × два =