Виды освещения в фотографии

Опубликовано: 20.11.2019
Изменено: 20.11.2019
Автор: Сергей
Просмотров: 37 490

Типы светового потокаКаждая фотография состоит из множества факторов. Некоторые из них второстепенны, они влияют лишь на красоту снимка, а некоторые являются основополагающими. Одним из основных компонентов фото является свет, ведь без него будет лишь черный экран фотоаппарата. Наличие света – хорошо, но когда фотограф способен пользоваться им в целях улучшения внешнего вида кадра – еще лучше. Освещение – важнейший принцип в фотографии, являющийся основой, поэтому каждый фотографирующий обязан узнать все о нем как можно раньше. В данной статье вы узнаете, какие виды освещения в фотографии существуют и как использовать каждый из них для улучшения кадра.

Разновидности освещения

В фотографии под освещением понимается то, как свет падает на объект съемки. При попадании светового потока на объект создаются участки: освещенные и затененные. Благодаря этому появляется контраст, что позволяет отобразить на снимке реальную форму. От его типа зависит четкость или размытость падающих теней, то, насколько объемным объект будет выглядеть, различимость небольших деталей. Каждая разновидность подходит для различных целей, создает эффект, подходящий для конкретного типа съемки.

Существует пять типов освещения:

  1. Рисующее;
  2. Заполняющее;
  3. Контровое;
  4. Фоновое;
  5. Моделирующее.

Ниже разберем, каким образом и для достижения какого эффекта используется каждый тип.

Рисующее

Эта разновидность света является основной в фотографии. Рисующим называется направленный световой поток, который создает основу, выявляющую объем объекта, его рельефа и окружающего пространства. При его использовании проявляется наиболее полная градация светотеневых тонов. В зависимости от его использования фотографом, свет может быть как жестким, так и мягким.

При искусственном создании такого освещения, располагать световой источник следует на среднем расстоянии от объекта, не слишком близко и не очень далеко. Оптимальным будет расстояние около 2 метров, но оно может меняться в зависимости от габаритов предмета. Также располагать осветительный прибор лучше под небольшим углом и выше фотоаппарата. Таким образом получится кадр с оптимальными объемом и рельефом предмета фотографии.

При естественном освещении источником рисующего вида могут служить солнечные лучи, проходящие сквозь какой-либо проем, объединяющий солнечные лучи в единый пучок. Это могут быть окна, двери, просветы в кроне деревьев и т.д.

Поскольку рисующий световой поток является основным, используется он для любых съемок. Его пластичность позволяет создать как мягкие тени, подходящие для портретов, семейных фотографий и т.д., так и жесткие переходы, применимые для съемок предметов с четкими геометрическими формами.

Плюсы:

  • Универсальность;
  • Получение отличной градации тонов;
  • Качественное выделение объема, рельефа и окружающего пространства.

Минусы:

  • Некоторая сложность создания в естественных условиях.

Заполняющее

Такая разновидность света полностью соответствует своему названию: свет будто бы заполняет все пространство между объектом и фотоаппаратом. Чтобы создать этот вид освещения, необходимо разместить световой источник на прямой от фотоаппарата к модели. Зачастую заполняющий свет используется в паре с рисующим, в таком случае он освещает все фронтальные участки, куда рисующий не попадает. От силы светового потока напрямую зависит контрастность фотографии.

Когда такое освещение применяется, как самостоятельное, оно становится тональным. Это значит, что заполняющим светом определяется лишь тональность фотографии, тени на нем практически отсутствуют. Таким образом, характер изображения можно передать исключительно с помощью регулировки мощности светового потока и цветового решения самого кадра, не отдавая главную роль контрасту. Придать положительный характер фотографии можно с помощью ярких и светлых объектов, мощного светового потока. Чтобы вызвать у зрителя противоположные эмоции, следует сделать все наоборот.

В общем, заполняющий свет следует использовать в тех случаях, когда нужно смягчить контраст от рисующего. Такой вид освещения отлично подходит для создания портретов, так как делает светотеневые переходы плавными, объемы более выразительными, а также придает реалистичности.

Плюсы:

  • Возможность контролировать тональность фотографии;
  • Мягкие светотеневые переходы;
  • Выразительность объемов.

Минусы:

  • Минимальное количество теней при одиночном использовании.

Контровое

Такой тип освещения также имеет название контурный. При его использовании источник света расположен за объектом, а световой поток направлен на фотоаппарат. Таким образом, предмет съемки подсвечивается сзади, из-за чего создается световая окантовка. Благодаря такой разновидности света, модель отделяется от фона, создается правильное ощущение глубины пространства.

Многие начинающие фотографы считают, что делать снимки напротив светового источника – это ошибка. Но на самом деле это является интересным приемом, который придает фотографии живописности. Контурный свет сам по себе достаточно сложен в работе, поскольку сам предмет съемки может получиться слишком темным, могут возникнуть ненужные блики и пересветы. Лучше использовать его в том случае, когда объект не столь важен, как его силуэт. Контровое освещение подойдет для съемки портретов, чтобы подчеркнуть профиль модели. Также отлично выглядят снимки в полный рост, когда такой свет выделяет изгибы тела.

Преимущества:

  • Объект отделяется от фона;
  • Улучшается восприятие глубины пространства;
  • Эффектно подчеркивается контур объекта.

Недостатки:

  • Сложность в работе;
  • Возможное затемнение объекта, возникновение нежелательных световых эффектов.

Фоновое

Этот вид освещения отличается тем, что при нем световой поток направлен не на объект или фотоаппарат, а на задний фон. С помощью фонового освещения создается мягкий световой переход за моделью, благодаря чему она не сливается с фоном. Такой тип часто используется для съемки портретов в студии. Фоновой свет помогает отделить модель от фона, показать глубину пространства на фотографии. Можно сказать, он действует также, как контровой, только в разы мягче. Фоновой свет отлично подходит для съемки романтичных портретов. Также эту разновидность можно использовать для подсветки важных фоновых деталей на снимке.

Плюсы:

  • Нет трудностей в работе;
  • Мягко отделяет объект от фона;
  • Отображается глубина пространства в кадре;

Минусы:

  • Практически невозможно заполучить при съемке в естественных условиях.

Моделирующее

Этот вид используется для выделения конкретного участка объекта на фотографии. Моделирующий свет используется как дополнительный для акцентирования бликов или смягчения теневого перехода от основного света. При необходимости обратить внимание на какую-либо деталь предмета на фотографии, на нее направляется узкий световой поток, тем самым подчеркивая. Мощность светового потока моделирующего освещения необходимо выставлять меньшей, чем основного, чтобы его не перебить. Такой тип можно использовать при абсолютно любой съемке, все зависит от задумки фотографа.

Преимущества:

  • Возможность выделить необходимую деталь.

Недостатки:

  • Крайне сложно создать в естественных условиях.

Освещение – важная часть работы любого фотографа. С его помощью можно создать нескончаемое количество разнообразных эффектов. Используя каждую разновидность, можно добиться определенных результатов, главное – понять принципы действия и расположения источника света относительно объекта и фотоаппарата. Практикуя различное сочетание типов светового потока, можно научиться получать действительно захватывающие фотографии.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(6 оценок, среднее: 1,67 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + тринадцать =