В последние годы предметная съемка становится все более популярной. Журналы, вебсайты, каталоги онлайн магазинов нуждаются в постоянном обновлении фотографий, поэтому фотографы, выбравшие эту нишу, не скучают без работы. Новичкам, решившим освоить этот жанр фотографии, стоит изучить основы предметной съемки. С чего начать, как правильно подобрать фон, как настроить камеру, как использовать свет — все эти советы помогут скорее разобраться в этой сфере.
С чего начать
Делая первые шаги, необязательно бронировать студию или закупать большое количество дорогого оборудования. Начать практиковаться в предметной съемке можно дома, используя естественное освещение, простой фон и свою камеру.
В предметной съемке результат как никогда зависит от фотографа. Здесь нет красивых видов, как в пейзаже, и интересных действий, как при фотосъемке людей. Важно суметь передать эффектно статичный объект, подчеркнув его преимущества и скрыв недостатки.
Для того, чтобы потренироваться, можно выбрать что-то из окружающих предметов. Цветы, фрукты, игрушки, часы. Выбор за фотографом.
Освещение
Многие фотографы, даже перейдя в разряд профессионалов, продолжают снимать исключительно с естественным светом. Такой вариант отлично подойдет и для новичков в предметной фотосъемке, которые еще не обзавелись осветительным оборудованием.
Лучше всего фотографировать с мягким рассеянным светом. Его можно получить, снимая в облачную погоду или расположив предмет съемки подальше от окна. Также можно использовать рассеиватель. Это может быть специальный аксессуар или обычная тюль. Важно, чтобы цвет последней был нейтральным и на предмете не появились паразитные оттенки. Рассеянный свет дает объем, позволяет избежать появления резких теней, провалов в черноту или пересветов.
Если фотограф планирует снимать с искусственным освещением, важно полностью исключить попадание на фото дневного света. Для этого можно задернуть шторы или закрыть жалюзи. Для предметной съемки, как и для других жанров фотографии, важно, чтобы объект был освещен источниками света одной температуры. Если на одну часть снимка падает холодный свет, а на другую теплый, общей цветовой температуры будет не добиться даже при пост обработке.
Для получения качественного и оригинального результата стоит поэкспериментировать с освещением предмета. Оно не обязательно должно быть фронтальным. Боковой или контровой свет способны сделать снимок более интересным.
Если фотографу важно, чтобы во время предметной съемки вся сцена была освещена равномерно, можно воспользоваться отражателем. Его располагают параллельно источнику света, избавляя фотографию от ненужных теней. В качестве отражателя можно использовать не только профессиональные аксессуары. Для начала можно взять обычный белый лист или фольгу.
Нужен ли штатив
В этом вопросе мнения фотографов разделились. Одни высказываются против, объясняя, что штатив ограничивает свободу выбора ракурса и угла предметной съемки, другие настаивают, что штатив – гарантия качественного результата.
Итак, для чего может понадобиться штатив. Зафиксировав камеру на этом устройстве, можно не беспокоиться о недостатке света. Это особенно важно, когда необходима максимальная глубина резкости кадра, а значит широко открыть диафрагму не получится. Штатив позволяет влиять на экспозицию при помощи выдержки, делая ее настолько длинной, насколько необходимо, не переживая, что снимок получится смазанным. При этом диафрагма может быть закрыта до предела. Однако фотограф практически не сможет менять угол съемки, что значительно уменьшит его мобильность и возможность экспериментировать в поиске лучшего ракурса.
Если света достаточно, и по задумке глубина резкости может быть небольшой, фотограф вполне сможет обойтись без штатива. Так он будет контролировать экспозицию при помощи диафрагмы. Независимость от штатива позволяет снимать с самых разных точек, выбирая ту, с которой предмет выглядит наиболее эффектно. При этом важно следить, чтобы тень от фотоаппарата или самого фотографа не попала в кадр.
Какой фон выбрать
От фона часто зависит успех всей предметной съемки. Профессионалы подчеркивают, что он не должен быть пестрым, слишком ярким, иметь крупный орнамент. Самое главное правило при выборе фона – он не должен отвлекать от главного объекта съемки. Иначе кадр будет испорчен.
Чаще всего, предметные фотографии выглядят эффектно на нейтральном фоне. Лучше всего, если он будет однотонным. Предметная съемка на белом фоне может стать сложной для новичка, поэтому лучше отдавать предпочтение пастельным тонам.
Также при выборе цвета и текстуры фона следует учитывать сюжет, оттенок самого предмета, общую идею съемки. Зная правила сочетания цветов, можно сыграть на контрасте. Например, эффектно выглядит сочетание красного и зеленого, синего и желтого.
Как составить композицию
Может показаться, что при съемке предметов, особенно одиночных, правила композиции неважны. Но это не так. Грамотное расположении объектов в кадре играет решающую роль для восприятия снимка. Снимая предметы, важно придерживаться основных композиционных правил:
- Исключать все ненужное и отвлекающее зрителя;
- Строить кадр с учетом правила третей и золотого сечения;
- По возможности использовать линии и диагонали, ведущие к смысловому центру;
- Выделять главный предмет светом, цветом и правильным местом расположения.
Сделав тестовый снимок, фотографу стоит сразу его проанализировать. Оценить, куда в первую очередь обращается взгляд, улучшится ли кадр, если изменить ракурс, расположить по-другому предметы, добавить или исключить дополнительный реквизит.
Настройки фотоаппарата
Чтобы получить качественные предметные фотографии, важно уделить особое внимание настройкам фотоаппарата.
Выбор режима
Предметную съемку лучше вести в режиме «Приоритет диафрагмы». Насколько она будет открыта, зависит от цели фотографа. Если необходимо максимально размыть фон, диафрагма должна быть открыта практически до предела. При этом важно следить, чтобы сам объект съемки был достаточно резким. Если все детали на предметном фото должны быть четко прорисованы, лучше прикрыть диафрагму. При этом выдержка будет изменяться автоматически с выбором значения диафрагмы.
Светочувствительность (ISO)
Если условия съемки позволяют, лучше выставлять минимальные значения ISO. При недостатке света, чтобы снимок был правильно проэкспонированным, лучше попробовать сделать выдержку длиннее или больше открыть диафрагму. И только если эти способы не помогли, тогда поднимать ISO. Ведь высокие показатели светочувствительности (в среднем от 800 единиц) провоцируют появление на фотографиях цифровых шумов.
Формат
Если фотокамера поддерживает формат RAW, и фотограф умеет обрабатывать снимки в фоторедакторе, лучше использовать его при предметной съемке. Такой формат сохраняет гораздо больше информации о снимке, чем JPEG, и позволяет улучшить фото при коррекции практически без потери его качества.
Вспышка
Профессионалы рекомендуют не использовать встроенную вспышку. Она придает предметным снимкам плоский вид. Лучше фотографировать при естественном свете или использовать профессиональное осветительное оборудование.
Баланс белого
Камеры бюджетного сегмента часто ошибаются, определяя баланс белого автоматически. Лучше воспользоваться специальными режимами в зависимости от источника освещения. Также можно настроить баланс белого вручную при помощи белого листа.
Как придумать сюжет и найти вдохновение
Предметная фотография во многом схожа с натюрмортом. Многие приемы, используемые художниками при создании своих картин сотни лет назад, до сих пор актуальны. Чтобы привить себе хороший вкус в предметной съемке, стоит обратиться к картинам великих художников, писавших натюрморты. А для изучения современных тенденций можно изучить сайты и страницы в соцсетях популярных предметных фотографов. Такой подход позволит синтезировать классический и современный опыт и создавать действительно качественные и интересные фотографии.
Для предметной съемки необходимо грамотно подобрать фон, настроить фотоаппарат, выбрать подходящее освещение. Также важную роль играет правильно построенная композиция. Опираясь на опыт мастеров, знания основ предметной съемки и постоянно практикуясь, можно выработать свой стиль и добиться отличного результата.