Для того чтобы получить классную фотографию нужно учитывать много различных факторов. Это выбор объекта или сюжета, поиск правильного освещения и технические настройки фотоаппарата. Самая важная настройка, это правильный выбор экспозиции. Именно от этого параметра зависит качество будущей фотографии. А одним из основополагающих правил построения композиции в фотографии является экспопара. Разберемся как выбрать значение экспопары правильно и из каких величин она складывается.
Понятие экспопары в фотографии
Экспопара или экспозиционная пара представляет собой сбалансированную совокупность двух важнейших настроек фотоаппарата. Это диафрагма и выдержка. Экспопару можно представить как коромысло весов с двумя чашами с грузом, которое находится в равновесии. Если количество груза на одной чаше изменить, то равновесие нарушится и чтобы его восстановить следует изменить количество груза и на другой чаше. Положение равновесия будет соответствовать правильно выбранной экспопаре, а нарушение равновесия можно рассматривать как недодержку ли передержку фотографии. Применительно к фотокамере выбор экспопары будет выглядеть следующим образом. Если света слишком мало, то тёмные участки или тени будут недостаточно проработаны и детализация на фотографии будет снижена. Слишком большое количество света приведёт к тому, что снимок получится с потерей деталей в светлых участках. Таким образом, экспопара это совокупность установленных значений диафрагмы и выдержки. Оба эти параметра влияют на экспозицию и на результат фотосъёмки.
Применение
У начинающих фотолюбителей может возникнуть вопрос – зачем для установки экспопары нужно использовать два параметра, ведь количество света в фотоаппарате можно регулировать только с помощью выдержки. Использование двух параметров связано с динамикой окружающей обстановки. Если предмет съёмки освещён недостаточно, то приходится увеличивать выдержку. Но начиная с определённой длительности выдержки, все движущиеся предметы оставят на фотографии смазанный след. Даже малейшая вибрация фотоаппарата в руках у фотографа будет заметна на фотографии.
Избавиться от этого дефекта можно открыв объектив шире, с помощью диафрагмы, тем самым увеличив количество света. Так же диафрагмирование объектива может помочь в противоположной ситуации – когда свет очень яркий, а снимок сделать необходимо. Диапазон выдержек фотоаппарата имеет свой предел. Обычно это 1/2000 или 1/4000 доля секунды. При сильном освещении этого может оказаться недостаточно чтобы сделать удачный снимок. Поэтому уменьшая отверстие объектива можно заметно снизить световой поток. В примере, у разных экспопар, световой поток попадающий на сенсор фотоаппарата, будет неизменным:
- 1/1000 – f/2.8;
- 1/500 – f/4;
- 1/250 – f/5.6;
- 1/125 – f/8.
При съёмке абсолютно статичных объектов, с использованием данных экспопар, результат будет одинаковым. Гораздо сложнее выбрать экспопару на фотоаппарате, когда объекты перемещаются. Здесь многое зависит от замысла фотографа. Иногда, чтобы подчеркнуть стремительное движение, выдержку немного увеличивают, чтобы получить лёгкую смазанность изображения на фотографии. Увеличение выдержки на фотокамере компенсируется уменьшением отверстия объектива. В тех случаях, когда движение на фотографии нужно «заморозить» используют короткие выдержки, увеличив при этом пропускную способность объектива с помощью диафрагмы.
Как правильно выбрать экспопару
Настройка важнейших параметров фотоаппарата и выбор правильной экспопары может оказаться сложным делом даже для профессионального фотографа. Цифровые зеркальные фотокамеры позволяют выполнять съёмку в разных режимах, включая процессорное управление установкой параметров. Самым простым и доступным для новичков является режим «AUTO», когда все параметры устанавливает сам фотоаппарат на основании работы датчика освещённости и встроенного алгоритма. При всём удобстве для пользователей, этот режим нельзя назвать оптимальным, поскольку автоматика фотокамеры может ошибаться. Кроме того, никаких профессиональных навыков использование автоматики не даёт.
Для съёмки статичных объектов лучше всего подходит режим «AV (A)», когда выбирается приоритет диафрагмы, а выдержка будет установлена автоматикой фотоаппарата на основании заданной диафрагмы. В результате получится правильная экспопара и фотография получится удачной. При фотографировании подвижных объектов удобнее воспользоваться режимом «TV (S)». Выдержка выбирается самостоятельно в зависимости от желаемого результата съёмки. Для статичного кадра она должна быть более короткой, а для получения эффекта скорости её можно сделать более продолжительной. Автоматика фотоаппарата и в этом случае сделает своё дело, выбирая диафрагму, соответствующую установленной выдержке.
Наиболее профессиональным является режим «М», когда все настройки фотоаппарата устанавливаются самостоятельно. Это совсем не означает, что опытные фотографы игнорируют все остальные возможности. Просто этот режим даёт максимальную свободу для творчества. Правильная установка экспопары в ручном режиме может быть затруднительной только для начинающих фотолюбителей. У фотографа, который часто и много снимает, нарабатывается опыт при выборе оптимальной экспопары. Для неопытных любителей фотографии на фотоаппарате имеется надёжная подсказка – цифровой экпозиметр. Если экспопара выбрана правильно, стрела на шкале будет находиться в центре или в положении «0». Если какой-то из параметров выставлен неправильно, риска может оказаться смещена в любую сторону от нуля. Если стрелка находится в правой части шкалы или в «+» это означает, что фотография пересвечена и получится очень светлой. Левая, отрицательная, часть шкалы указывает на недосвет и фотография будет тёмной. Пользуясь этой удобной подсказкой можно получать фотографии хорошего качества. При выборе экспопары следует учитывать разные виды замера. Обычно у фотоаппаратов их несколько и названия могут немного отличаться. Но самые популярные из них, это:
- Матричный;
- Центровзвешенный;
- Точечный.
В первом случае всё поле кадра разбивается на небольшие участки и измерение яркости, совокупность светов и теней, осуществляется в каждой зоне. Далее процессор по матричному алгоритму выводит среднее значение, на основании которого и устанавливается экспозиция. Число зон измерения у некоторых моделей фотоаппаратов может приближаться к тысяче.
При центральном режиме учитывается зона, расположенная в центре поля кадра и составляющая 60-80% от всего изображения. Остальная часть кадра в замере не участвует и на выбор экспозиции не влияет.
При точечном режиме используется очень небольшой участок, находящийся в центре кадра. Это может быть зона, занимающая от 1% до 5% площади. На некоторых моделях фотоаппаратов зону замера можно смещать от центра к краям кадра.
Чаще всего любители применяют многозонный замер экспозиции. Он хорошо подойдёт при равномерном освещении. Замером экспозиции по центру поля часто пользуются профессиональные фотографы. Точечный замер также предпочитают профессионалы, чаще других используется при фотографировании портретов. Этот режим позволяет фотографу лучше контролировать экспозицию, так как замер не учитывает боковое и отражённое освещение. Вариант замера подходит для сложной съёмки в контровом свете, для фотографирования на больших расстояниях и в макрофотографии.
Профессиональный опыт и возможность интуитивно определять оптимальную экспопару приходит не сразу. Нужно много снимать и затем сравнивать качество фотографий. При этом нет смысла запоминать все параметры фотокамеры, которые были установлены для съёмки данного кадра. В каждой фотографии имеется блок метаданных EXIF, который содержит всю информацию о месте и времени съёмки и все настройки фотоаппарата.