Что такое треугольник экспозиции и как это работает

Опубликовано: 20.05.2019
Изменено: 20.05.2019
Автор: Сергей
Просмотров: 190

Треугольник экспозицииБольшинство фотолюбителей, скорее всего, хоть раз, да слышали понятие «треугольник экспозиции». Эта метафора несет в себе основополагающую концепцию построения света в снимаемом кадре. Ниже мы выясним что такое треугольник экспозиции и как это работает, из каких параметров он состоит и как правильно сочетать его значения, чтобы получить оптимальную освещенность кадра.

Определение треугольника экспозиции

Треугольник экспозиции – это одно из важнейших правил, используемых в фотографии. Его использование подразумевает подбор оптимального соотношения трех параметров: ISO, диафрагмы и выдержки. Подобрав подходящие значения этих характеристик, можно добиться наилучшего результата. Экспозиция имеет огромное значение в получении красивой фотографии. Но не считая ее значения, совокупность этих трех факторов также во многом влияет на внешний вид снимка и его качество.

Три основополагающие фактора

Три основополагающие фактораТреугольник состоит из «трех китов», разберем, что значит каждый из них:

  1. Выдержка и принципы ее использованияВыдержка. Наверняка, каждый фотограф знаком с понятием выдержки. Ее значение показывает, в какой промежуток времени открыт затвор. Чем больше время, в которое он открыт, тем дольше свет проникает на сенсор фотоаппарата. Благодаря этому фотография получается более светлой. Соответственно, при меньшем времени открытия затвора, кадр получится более темным, что снижает шансы на получение засветов на фотографии. Но так как выдержка отвечает за отрезок времени, в течении которого будет открыта шторка матрицы, то от нее зависит не только то, сколько она пропустит света, но и возможный эффект шевеленки в случае с движущимися объектами;
  2. ISO. Этот параметр также широко известенВлияние ISO на экспозицию кадра, поскольку получить хорошее фото без его применения достаточно сложно, что и определяет его важность в треугольнике экспозиции. ISO определяет, насколько высока чувствительность матрицы фотоаппарата к свету. Зачастую, эти значения находятся в промежутке от 100 до 1600. Когда свет проникает через линзу объектива, он попадает на датчик камеры, которым фиксируется. Если значение ISO будет установлено выше, чем необходимо при данном освещении, то фотография получится чересчур яркой. Если же на месте съемки наоборот будет недостаточно света, а значение светосилы будет низким, то фото будет слишком темным. В большинстве случаев, в условиях нормальной освещенности, для получения хорошей экспозиции на фотографии, достаточно значения ISO равного 200. Более высокие значения светосилы нередко приводят к тому, что снимок получится зернистый. Таким образом, становится понятно, что эти два из трех кита треугольника взаимосвязаны, точнее взаимозаменяемы. В зависимости от условий съемки или художественной задумки, вполне можно пожертвовать значением одного параметра взамен другого. Конечно, все это может как положительно, так и отрицательно сказаться на качестве снимка. Поэтому не стоит забывать и про третью составляющую;
  3. Что дает диафрагмаДиафрагма. Диафрагмой называется отверстие в объективе фотоаппарата. В отличие от других характеристик в треугольнике, она имеет обратную систему измерения. То есть, наименьшее значение обозначает наибольшее раскрытие. Как и в случае с вышеприведенными параметрами, чем больше открыта диафрагма, тем большее количество света в нее попадает. Из этого следует, что при плохой освещенности на месте съемки, следует использовать меньшее ее значение. Соответственно, при хорошем освещении, диафрагму не нужно сильно открывать. Но диафрагма также напрямую влияет и на ГРИП (Боке). А это значит, что ее, как и в случае с выдержкой, нужно использовать с учетом общей концепции фотографии.

Сочетая эти три кита экспозиции в различных значениях, можно получить правильно экспонированную фотографию в любой ситуации. Но, как известно, у каждого правила есть исключения, поэтому не всегда нужно придерживаться правила треугольника экспозиции, ведь ситуации бывают разные.

Как пользоваться треугольником экспозиции?

Что такое треугольник экспозиции, из каких компонентов он состоит и что они обозначают теперь должно стать понятнее. Но как же им пользоваться и применять на практике? Чтобы это понять, для начала рассмотрим, что такое динамический диапазон, ведь это именно то, что обычно фотограф хочет получить от фотографии.

Динамический диапазон присутствует на любой фотографии. Это перепад между наиболее светлыми и темными участками в кадре. Обычно хорошей фотографией считается та, у которой динамический диапазон выстроен правильно, то есть самый светлый участок хорошо детализирован и не засвечен, а самый темный также не теряет деталей и не получается зернистым. Именно эту задачу призвано решать правило треугольника экспозиции. Рассмотрим применение этого правила и трех его “углов” на примерах.

  • Взаимодействие диафрагмы и выдержкиПредположим, фотографу необходимо снять портрет. Съемка проходит при стандартных условиях: неплохая освещенность, объект съемки статичен. В таком случае, главная задача – это отделить человека на фотографии от фона. Чтобы получить хорошую экспозицию, здесь подойдут усредненные значения всех трех параметров треугольника экспозиции. Например, ISO 200, поскольку света достаточно, чтобы набрать его за счёт максимально открытой диафрагмы фотоаппарата, при этом не получив зернистое фото, а значение выдержки может быть 1:100, ведь объект не движется. В данном случае максимально открытая диафрагма и выполнит свою задачу по “отделению” объекта съемки от фона;
  • Но как изменятся параметры, если объект фотографии не статичен? Здесь все зависит от ситуации. К примеру, в тех же условиях нужно сфотографировать движущийся поезд. При этом объект должен быть четким, как будто он стоит на месте. В этой ситуации необходимо значительно сократить время выдержки, но фото может получиться темным. Поэтому, придется максимально открыть диафрагму. Но если этого недостаточно и фото получается не таким ярким, как хотелось бы, то значение ISO также придется увеличить, рискуя заполучить шум на фото. Всегда следует быть готовым, ведь бывают ситуации, когда сделать красивую и одновременно качественную фотографию сложно, даже с применением треугольника экспозиции, а иногда даже невозможно. В таком случае, только вам решать, чем именно пожертвовать для получения результата.
  • На что влияет выдержка

    Рассмотрим еще один случай – с движущимся объектом. Например, хочется сфотографировать водопад или фонтан, но здесь задача уже не «заморозить» поток воды, а наоборот показать плавный переход (молочный эффект). Тогда, исходя из правила треугольника, нужно увеличить время выдержки, что, как уже известно, позволит свету дольше проникать на датчик фотоаппарата, благодаря чему фотография будет светлее. А из написанного выше можно понять, что в таком случае значения диафрагмы и ISO будут зависеть от того, насколько хорошая освещенность в месте съемки. Если света много, то ISO можно поставить на минимальные значения, а диафрагму прикрыть для получения оптимальной экспозиции. Если же место достаточно темное, то лучше поэкспериментировать, больше открыть диафрагму и, возможно, увеличить ISO, но, не забывая о риске получить зернистую фотографию.

Таким образом, получается, что все три кита треугольника взаимозаменяемы и одновременно зависимы друг от друга. Главное – запомнить, что каждый из них влияет на экспозицию кадра, поэтому, если один пропускает достаточно света в фотоаппарат, то значения остальных можно снизить. И также важно понимать положительные и отрицательные стороны приоритетного использования каждой характеристики треугольника экспозиции.

Теперь вы знаете, что треугольник экспозиции значит оптимальное соотношение трех китов – важнейших составляющих фотографии: выдержки, диафрагмы и ISO. Чтобы получить красивую и качественную фотографию, необходимо найти подходящее соотношение этих элементов. В зависимости от ситуации и задумки, оно может быть разным, главное помнить, что все зависит от количества пропускаемого света. Лучший способ научиться применению этого правила, как и в любом деле, – это практика. Не бойтесь пробовать новые настройки, тогда желаемая фотография обязательно получится. А научившись машинально подстраивать описанные выше значения, вы сможете долго не задумываясь и без лишних затрат времени и силы выстраивать необходимое количество света в кадре.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − три =

Scroll Up