В фотографии, так же как в живописи, цветовая палитра произведения является важнейшим средством воздействия на зрителя. При этом художник более свободен в выборе цветов и оттенков, в то время как фотография является отражением реальных предметов или объектов. Если не использовать возможности программ, предназначенных для редактирования растровых изображений, то фотограф может ограничиться только цветным или чёрно-белым вариантом снимка, без каких-либо изменений. В каких случаях чёрно-белая или цветная фотография окажет максимальное эмоциональное воздействие на зрителя, поможет разобраться данная статья.
Цветное фотографическое изображение
Человеческий глаз способен различать 3 основных цвета и несколько миллионов оттенков. Это количество зависит от индивидуальных особенностей организма, яркости и насыщенности каждого оттенка. Практически все люди видят всё окружающее, как многоцветную картинку. Исключение составляют люди, родившиеся с серьёзными дефектами зрения. Изначально фотография была чёрно-белой. Химический процесс проявления и фиксирования изображения, допускал окрашивание готовых снимков в цвет сепии и некоторые другие тона. Такие кадры не могли отразить всю цветовую палитру действительности, поэтому появление цветной фотографии было встречено с энтузиазмом.
Первые шаги
Сначала, процесс получения цветных фотографий, снятых на негативную фотоплёнку, был сложным, многоступенчатым и под силу только опытным фотографам. Цветные фотоматериалы состояли из нескольких слоёв, каждый из которых был чувствителен к определённой зоне спектра. Снимки, отпечатанные с цветных фотоплёнок, были яркими и сочными, но очень нестойкими. Чёрно-белые отпечатки могли храниться десятилетиями, а цветные быстро теряли яркость, контраст и выгорали под действием солнечных лучей.
Появление цифровых фотоаппаратов
С появлением цифровых фотоаппаратов и инновационного принципа формирования и сохранения цветного изображения ситуация заметно изменилась. Получение полноцветных снимков стало доступно даже начинающим фотолюбителям. Химические процессы проявления и закрепления изображения оказались ненужными. В фотоаппаратах используется мозаичный фильтр, разделяющий световой поток на основные цвета: красный, синий и зелёный. Вся информация о цвете и яркости записывается в цифровой форме и запоминается в памяти фотоаппарата. Обработка информации по определённому алгоритму позволяет сформировать на экране полноцветную картинку. Аналоговые снимки подразумевают использование физического носителя, в то время как цветные, сделанные цифровым фотоаппаратом, могут храниться в цифровом виде. Цветной снимок в цифровом виде может быть передана любому абоненту, записана на физический носитель или распечатана с помощью принтера. Несмотря на цифровой принцип получения изображения, распечатанные цветные фотографии остаются нестойкими к свету и не предназначены для длительного хранения. Поэтому большинство фотографов хранят свой фотоархив в электронном виде. Домашние фотоальбомы так же удобно хранить на оптическом диске.
Чёрно-белая фотография
Чёрно-белая фотография, в отличие от цветной, не содержит никакой информации о цветовых характеристиках объектов. Такой кадр называется монохромным, так как на нем присутствуют только белый и чёрный цвета и многообразие серых оттенков. Если в цветных фотографиях основным выразительным компонентом является колористика, то чёрно-белая фотография отличается предельным минимализмом, а основой является линия и контраст светлых и тёмных оттенков. Несмотря на то, что человек видит мир разноцветным и цветные фотографии в большей степени являются отражением действительности, многие мастера фотосъёмки отказываются от цвета и снимают свои шедевры только в чёрно-белой гамме. Некоторые даже не используют цифровые фотоаппараты, а снимают на монохромную фотоплёнку.
Использование монохромной пленки
С чем это связано? Черно-белые кадры направляют восприятие человека по другому пути. Цвет отсутствует, ничто не отвлекает от доминанты снимка. На первое место выходят контуры и рельеф, а при портретной фотографии – эмоциональная составляющая. Отсутствие цветов на чёрно-белой фотографии превращают её не в зеркальное отражение реальности, а в авторское произведение искусства. Чёрно-белые снимки прекрасно передают текстуру природных материалов. На них хорошо смотрятся изделия их дерева, глины или природного камня. Такие фото могут быть использованы для оформления офисных помещений. Кроме обычных кадров в чёрно-белой гамме, удачными получаются постановочные снимки. Снимать в чёрно-белых тонах можно включив соответствующий режим на фотоаппарате, но профессионалы рекомендуют этого не делать.
Лучше всего фотографировать в полном спектре, а затем, используя инструменты фоторедактора, конвертировать снимок в черно-белый вариант. Снимать фотоаппаратом следует в формате RAW. В нём изображение сохраняется в том виде, в каком оно зафиксировалось на матрице. Исходный материал не искажается процессорной обработкой и сжатием. Динамический диапазон таких фотографий намного шире, чем у снимков в формате JPEG. Работая с фоторедактором, фотографию можно окрасить в любой тон, если это необходимо для большей выразительности.
Когда черно-белого недостаточно
Все фотографические сюжеты можно разделить на несколько основных групп:
- Портрет;
- Натюрморт;
- Пейзаж;
- Макрофотография.
Кроме этого существует большое количество особых видов фотографии, которые требуют определённых навыков и, в некоторых случаях, применения специальных фотоаппаратов и дополнительной аппаратуры. Это может быть протокольная съёмка, фотографирование спортивных соревнований, подводная съёмка и астрофотография. Цвет позволяет передать зрителю все нюансы снимаемых объектов. Такие снимки хороши как память о путешествиях, где встречается много памятников архитектуры, уникальных природных ландшафтов, пейзажей и просто красивых мест. Кадры в цвете животного и растительного мира производят большее впечатление, чем чёрно-белые аналоги. Очень важен цвет в макрофотографировании цветов и насекомых. Цветная подводная фотосъёмка позволяет получить удивительные по красоте кадры. Цвет незаменим там, где он является основным элементом сюжета. Шедевры ювелирного искусства не имеет смысла снимать в черно-белом режиме, так как красота камня во многом определяется его цветом. Чёрно-белая фотосъёмка так же может использоваться в разных жанрах.
Чёрно-белые портреты позволяют шире раскрыть индивидуальность и характер модели. При съёмке репортажей отсутствие цвета компенсирует динамичный и актуальный сюжет, что привлекает внимание к происходящему процессу. Очень интересные чёрно-белые фотоработы получаются при съёмке некоторых архитектурных объектов. Чередование светлых и тёмных оттенков создаёт впечатление объёма и выпуклости. Фотографирование набора разнородных предметов в чёрно-белых тонах часто используется как дизайнерское решение для оформления современных интерьеров в стилях «винтаж» и «ретро».