Цветовой контраст в фотографии

Опубликовано: 20.07.2020
Изменено: 20.07.2020
Автор: Сергей
Просмотров: 8 268

Цветовой-контрастВ чёрно-белой фотографии основным выразительным средством является свет. Контраст определялся соотношением чёрного, белого и всех оттенков серого. Современный цифровой снимок позволяет передать всю гамму цветов и оттенков, доступных зрению человека. Цветовой контраст в фотографии очень важен для получения хорошего кадра, поэтому в статье рассматриваются основные вопросы цветовой композиции.

Основные понятия

Основные понятияБелый солнечный свет разделяется на линейный спектр из семи цветов от красного до фиолетового. В фотографии и в прикладных программах может использоваться цветовая модель RGB, где базовыми цветами являются красный (red), зелёный (green) и синий (blue), но в колористике основными считаются красный, синий и жёлтый. Смешивая их между собой в различных пропорциях можно получить все остальные оттенки. Все они делятся на противоположные (конкурирующие) и аналогичные или родственные.

Для того, чтобы получить наглядное представление о разных сочетаниях, был составлен цветовой треугольник, где в вершинах расположены жёлтый, красный и синий. Треугольник может быть вписан в окружность, на которой между основными цветами располагаются дополнительные, полученные в результате смешивания основных. Ярко выраженный контраст на фотографии получается, когда рядом располагаются конкурирующие цвета. Оттенки, расположенные рядом, не образуют контрастное сочетание, так как они относятся к одному цвету. Примером очень контрастных сочетаний на снимке являются такие пары, как жёлтый и фиолетовый (сиреневый), синий и оранжевый, красный и зелёный. Жёлтый с красным или голубым, также образует контрастную пару.

Менее резкие, и не чрезмерно контрастные, переходы образуют сочетания оранжевого с жёлтым и зелёным. Самый низкий контраст образуют сочетания оттенков, расположенных рядом на цветовом круге. Это могут быть пары синего и лилового или жёлтого с жёлто-оранжевым оттенком. Контраст также сильно зависит от насыщенности. Густые и сочные оттенки повышают контраст фотографии. Очень важно грамотно использовать сочетания, так как от правильно подобранных цветов зависит уровень восприятия снимка. Сильный цветовой контраст позволяет сделать акцент на определённую часть снимка. Это связано с особенностями зрения человека, когда глаз мгновенно фокусируется на самых контрастных деталях снимка.

Как использовать цветовой контраст в фотографии

При съёмке в помещении добиться нужного контраста на снимке намного проще, чем при работе на свежем воздухе. Фотографируя в квартире или павильоне, в качестве реквизита всегда можно подобрать предметы, оттенок которых будет контрастным по отношению к фону. Это может быть букет или правильно подобранная одежда. Подбирая наряд для фотомодели, следует избегать штампов, которыми изобилуют рекламные ролики. Классический вариант штампа — это сочетание голубых джинсов и жёлтой или оранжевой блузы. Несмотря на хороший контраст и выигрышность такого решения, использовать его не стоит. На постановочных фотографиях можно экспериментировать с различными сочетаниями.

Холодные и тёплые тона

Холодные и тёплые тонаВесь спектр принято разделять на тёплые и холодные тона. К тёплым относятся все оттенки жёлтого, красного и частично зелёного. Холодные тона представлены синим, голубым и фиолетовым и их оттенками. При оценке снимков многое зависит от индивидуального восприятия. Кто-то отдаёт предпочтение более тёплым тонам, а другим нравится изображение, выполненное с преобладанием холодных, поэтому хорошо, если на фотографии тёплые и холодные тона будут сбалансированы. Цветовое восприятие подчиняется следующим правилам:

  • В сочетании холодных тонов контраст будет выше, чем в сочетании тёплых оттенков;
  • Контраст на фотографии будет тем больше, чем слабее освещение. Яркий свет заметно его ослабляет;
  • Контраст более заметен при сопоставлении светлых оттенков;
  • Оптимальным сочетанием на снимке будет пара из тёплого и холодного тона.

Используйте два или три цвета

Не перегружайте фото цветамиДля того чтобы получить хорошую фотографию не нужно перегружать её изобилием цветов и оттенков. Если на снимке присутствуют все цвета спектра в различных сочетаниях, то такая феерия красок будет восприниматься негативно. Удачным по цветовому контрасту может считаться снимок одной рябиновой кисти на фоне зелёной листвы. Правильное сочетание красного с зелёным ограничивается небольшим размером ярких ягод и цвета не подавляют друг друга, а подчёркивают контраст. В этом случае на фотографии применены два комплементарных или дополняющих оттенка.

Кроме двух цветов, для создания хорошего цветового решения можно использовать триаду. Это три цвета, которые, как правило, располагаются в цветовом круге на равных расстояниях друг от друга. Примером такого выразительного снимка может служить фотография колосящейся нивы, неба и полоски леса на заднем плане. На этом снимке удачно сочетаются жёлтые колосья и голубое небо, а зелёный лес подчёркивает контраст переднего плана. Правильно выбранное цветовое решение позволяет создать акцент на визуальном центре изображения. Очень важно правильно выбрать и использовать фон. На слишком ярком фоне можно потерять главный объект снимка. При уличной съёмке нужно помнить, что чем ближе снимаемый предмет, тем ярче и насыщеннее будет оттенок.

На фотографии должно присутствовать не более трёх оттенков одной цветовой гаммы. Элементы, не относящиеся к главному предмету съёмки, должны быть более блеклыми с низкой насыщенностью. Важно выстроить взаимодействие основных и дополнительных объектов. Это акцентируется правильными сочетаниями. Следует учитывать, что в светах самым активным является жёлтый, поэтому если его в кадре слишком много, желательно немного недоэкспонировать снимок. Обычно достаточно половины ступени экспозиции.

Пропорции контрастных цветов

Пропорции контрастных цветовПри фотосъёмке нужно замечать пропорции контрастных цветов. Объём двух контрастных оттенков не должен быть равным. Это хорошо заметно на фотографии, где снята клумба с растущими вперемешку жёлтыми и фиолетовыми растениями. Несмотря на контрастность, такой снимок можно считать неудачным, так как равные цветовые объёмы, на фотографии, сольются в невыразительное пятно. Хороший контраст можно получить, когда один из оттенков заметно доминирует, а второй представлен в гораздо меньшем объёме. Прежде всего, это правило касается основных цветов. Сочетание очень насыщенных цветов на снимке является высококонтрастным, но может выглядеть чрезмерно резким и даже раздражающим. Меньшая насыщенность смотрится более гармонично, а фотография выглядит сбалансированно. Цветовой круг принято для удобства делить на четыре части. Цвета, входящие в одну четверть, являются аналогичными. Они не создают резкие переходы, но на снимке образуют комфортную и спокойную картину. Несмотря на невысокий контраст, такие фотографии выглядят гармонично и приятно для глаз.

Цветовые характеристики фотографии важно выстраивать при съёмке, но в случае неудачи большинство недочётов и цвет можно откорректировать в фоторедакторе. Photoshop обладает такими инструментами, как «Цветовой тон/Насыщенность» и «Цветовой баланс». Кроме того, можно выделить любой элемент снимка и изменить его насыщенность или вообще поменять цвет на другой.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь − 6 =