Что такое ГРИП и на что она влияет

Опубликовано: 22.02.2019
Изменено: 25.02.2019
Автор: Сергей
Просмотров: 5 012

Что такое ГРИП и на что она влияетПри оценке фотографического снимка используется несколько критериев, определяющих его качество. Если не обращать внимания на сюжет и композицию, то можно отметить правильную цветопередачу, яркость и контрастность снимка, а так же резкость или чёткость отельных деталей. Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) является не только параметром, определяющим качество фотографии, но и инструментом фотохудожника. Статья будет полезна начинающим фотографам и поможет разобраться в том, что такое ГРИП и на что она влияет.

Резкость в фотографии

Фокус объективаИз законов оптики известно, что любая оптическая конструкция, состоящая из одной или нескольких линз, не в состоянии одинаково резко отображать все предметы, которые находятся от наблюдателя на разном расстоянии. Существует такое понятие, как точка фокусировки. Объектив фотоаппарата наводится на конкретный объект, при этом все объекты, расположенные на одинаковом расстоянии (глубине) от фотографа получатся одинаково резкими. Чем дальше или ближе объект расположен от точки фокусировки, тем более размытыми (менее резкими) будут его контуры.

Глаз человека может воспринимать размытость контуров изображения неоднозначно, поэтому предметы находящиеся близко от точки фокуса будут восприниматься так же резко, как предмет находящийся точно в точке фокусировки. В оптике нет чёткого перехода от резкого изображения к нерезкому, а изменения чёткости изображения могут быть настолько малы, что глаз, до определённого предела, их не замечает. Из этого можно сделать вывод, что глубина резкости – понятие субъективное и условное. Речь может идти о точной фокусировке на объект, обладающий бесконечно малой толщиной.

От чего зависит глубина резкости

От чего зависит глубина резкостиИнтервал, в пределах которого все объекты кажутся одинаково чёткими, с выраженными контурами, в фотографии называется глубиной резко изображаемого пространства. Этот параметр определяется следующими факторами:

  • дистанцией до фотографируемого предмета;
  • фокусным расстоянием объектива;
  • значением диафрагмы объектива.

Фотографы знают, что чем ближе снимаемый объект, тем меньше глубина резкого пространства. Если объект снимать с одной и той же диафрагмой, но на разных дистанциях, разница будет очень заметной. Удалённый пейзаж будет иметь большую глубину, чем группа близко расположенных предметов. Эффект ограниченного интервала резкости хорошо заметен при макросъёмке. В этом случае предмет фотографируется с очень близкого расстояния, при этом глубина резкости оказывается минимальной. Она может быть всего несколько миллиметров, поэтому объекты, смещённые от точки фокусировки даже на такое расстояние, получатся сильно размытыми. В фотографии рассматривается ближняя граница зоны пространства, и дальняя граница. Расстояние между этими точками называется зоной резкости. Считается, что все предметы расположенные внутри этих границ изображаются одинаково чётко. От оптических параметров объектива и условий, при которых осуществляется съёмка, меняется интервал между этими границами.

Фокусное расстояние оптики, оказывает большое значение на глубину резкости. Если снимать человека с дистанции 4,5 метра объективом 28 мм, то зона резкого изображения будет находиться в интервале от 3 до 7,5 метров. Работа с объективом 50 мм сократит размеры зоны до полутора метров между расстояниями 4 и 5,5 метров. Длиннофокусный объектив 135 мм допускает ещё меньшую протяжённость резкого пространства. Это будет короткий отрезок между 4,3 и 4,7 метра.

Влияние диафрагмы на ГРИПБольшое влияние на все характеристики изображения оказывает диафрагмирование объектива. Чаще всего этот инструмент является единственным, который может применить фотограф для изменения глубины резкости. Менять расстояние до объекта съёмки не всегда представляется возможным. Выбранная дистанция может быть связана с композицией кадра или творческим замыслом. В некоторых случаях фотограф не может приблизиться к объекту, из-за условий опасных для жизни. Использование «суперзума» не всегда приводит к желаемому результату. Поэтому опытные фотографы стараются менять глубину резкости с помощью диафрагмирования объектива. Чтобы получить наглядное представление о том, как диафрагма позволяет менять глубину резкости нужно сделать несколько тестовых снимков.

Проверка ГРИП В качестве объекта съёмки можно использовать, снятую под небольшим углом, протяжённую ограду так, чтобы она пересекала все поле кадра. Съёмка ведётся с одного расстояния и разными величинами диафрагмы. При необходимости, сильное диафрагмирование объектива (f/22, f/32), нужно компенсировать увеличением выдержки. На снимках хорошо заметно, что при маленьких значениях диафрагмы от f/2,0 до f/4,0 глубина резкости будет очень небольшой и чёткими будут только элементы в короткой зоне. При уменьшении (зажатии) отверстия диафрагмы объектива до f/8-f/11 пространственная глубина заметно возрастёт. При обычной фотосъёмке редко используются крайние положения диафрагменной шкалы. Если объектив открыт полностью, то на изображении будут очень заметны оптические искажения, определяемые кривизной оптических стёкол.

Глубина резкости в разных видах съёмки

ГРИП в разных видах съёмкиГлубина резкости считается одним из важнейших инструментов при выполнении креативных фоторабот. Варьируя границы зоны резкости можно получить оригинальные фотоработы. Когда предмет имеет крохотные размеры, а снять его нужно крупно, используют самое маленькое расстояние до объекта съёмки. Оперируя диафрагмой можно сделать интересные и уникальные фотографии. Величины f/8-f/16 позволят получить с высокой резкостью большое количество мельчайших деталей, что необходимо при пейзажной съемке. Если открыть объектив несколько больше, то можно добиться интересного эффекта, когда слегка расфокусированный снимок похож на рисунок, выполненный акварельными красками.

При портретной съёмке многое зависит от замысла фотографа. Если нужно снять только лицо крупным планом, без каких-либо отвлекающих деталей, то фон должен быть размыт. В этом случае фокусировать фотоаппарат следует на глаза. Именно они считаются наиболее выразительной частью портрета и фокус должен быть идеально точным. При расположении модели в 3/4 (три четверти), фокусировка осуществляется на ближний к фотографу глаз, он будет в наибольшей резкости. Иногда чтобы подчеркнуть профессиональную принадлежность модели, сзади и сбоку можно поместить некоторые предметы. Они могут быть немного не в фокусе, но их должно быть хорошо видно.

Пейзажная съемкаПри съёмке групповых портретов фокус наводится на первый ряд участников. Размытый передний план полностью нарушает концепцию групповой съёмки, поэтому диафрагма в таких случаях устанавливается в пределах f/8-11, а объектив желательно использовать с фокусом 35-50 мм. Такие же значения используются при съёмке пейзажей, поскольку диафрагмирование объектива в этих пределах является оптимальным соотношением между глубиной резкости и другими характеристиками фотоснимка. На пейзажных фотографиях обычно имеется большое количество предметов, расположенных на разных дистанциях от фотографа и все они должны быть резкими. Исключение составляют кадры, когда размытый задний план необходим для акцентирования внимания на доминантной части снимка.

Многие начинающие фотографы используют только автоматическую фокусировку, не думая о том, что приобретение опыта заключается, прежде всего, в ручных настройках фотоаппарата. Нужно часто и много снимать, меняя условия съёмки, сюжеты и параметры настроек. При определении глубины резкости нужно помнить, что протяжённость резкого пространства, находится в диспропорции относительно точки фокусировки. Одна треть этого интервала расположена до точки и две трети после.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(4 оценок, среднее: 3,50 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + 20 =