Как использовать контраст в фотографии

Опубликовано: 16.06.2019
Изменено: 01.08.2019
Автор: Сергей
Просмотров: 26 040

Фотоконтраст на снимках Использованием различных художественных приемов в фотографии начинает интересоваться любой начинающий фотограф, уже освоивший азы и технические аспекты своей фотокамеры. Одним из самых эффективных приемов, применяемых фотографами для усиления эффекта от просмотра своего произведения является контраст. С таким понятием сталкивался каждый в различных областях жизнедеятельности. Поскольку нас интересует фотоискусство, то рассмотрим, как использовать контраст в фотографии.

Что такое контраст в фотографии

Контраст бывает разный, но главное его свойство – это резкое различие одних участков фотографии от других, что при правильном его использовании позволяет выгодно привлечь внимание зрителя. Действительно, если провести анализ десятка фотографий, в которых применен той или иной вид контраста и тех фотографий, которые сделаны без его применения, то мы сразу придём к выводу об эффективности использования этого параметра в своих работах.

Разновидности контрастов

В фотоискусстве принято говорить о двух видах фотоконтраста: тоновый и цветовой. Редко два этих вида используются совместно в одном кадре. Рассмотрим более детально оба варианта.

Тоновый контраст

Черно-белые снимкиТоновым — принято называть резкий переход от области изображения с одной яркостью к области с яркостью, отличной от первой на несколько стопов. Величину разницы тонов изображения можно разделить на фотографии с низким контрастом (разница в 1-2 EV), средним (2-6 EV) и высоким (до 10 EV). Но в данном случае все весьма субъективно, так как подача материала тоже важна, не меньше чем величина контрастных оттенков. Так две фотографии, тона которых отличаются на одинаковое количество стопов, могут восприниматься зрителем совершенно по-разному. Так как восприятие зависит в том числе и от компоновки кадра, расположения главного объекта и его размера.

Тоновый контраст достаточно часто используется фотографами разного уровня, он проще в понимании, однако его применение делает фотографию выразительнее. Но во многих случаях использование тонового контраста вызвано окружающей обстановкой: наличием в одном кадре областей, значительно отличающихся уровнем освещенности, узким динамическим диапазоном фотокамеры. В подобном случае получение качественного результата без применения HDR возможно только использованием в кадре приема тонового контраста.

На практике

Тоновый контраст - силуэт человека Вы наверняка видели фотографии, в которых главный объект, например, человек, изображен в виде силуэта, при этом фон проработан полностью, экспонирован правильно. Такие фотографии создают впечатление недосказанности, тем самым предоставляют зрителю возможность самому додумать сюжет, дорисовать в своем воображении те детали, которые на фотографии скрыты сплошным черным цветом. Такой прием «может убить двух зайцев» — помимо создания эффекта недосказанности, преднамеренное недоэкспонирование части фотографии можно применять по абсолютно банальной причине – скрыть нежелательные детали. Возможно, в области теней находятся некрасивые текстуры, мусор или просто ничем неприметная составляющая, которая будет отвлекать. Недоэкспонирование такой области разом убирает данную проблему.

Но все это лишь второстепенные плюсы использования разницы тонов и силуэта, как частного примера контраста. Главная его задача – привлечь внимание зрителя к доминирующему объекту, отвести его от ненужных деталей, помочь понять задуманное. Подобной цели служат также такие правила композиции, как «правило третей» или «диагонали», что может использоваться совместно с контрастом.

Как правильно использовать

Тоновый фотоконтраст в фотографииВо-первых, необходимо оценить, имеются ли в запланированном кадре контрастирующие объекты. При этом важно помнить, что контраст в фотографии с множеством деталей только испортит общее впечатление, разбросает взгляд по всей площади кадра. Правильный тоновый контраст подразумевает отделение от общего фона только объект съемки, который изначально не должен быть менее 20% кадра. Если удалось добиться естественной разницы оттенков, то достаточно произвести замер экспозиции по фону и выполнить ее блокировку. На фотоаппарате, как правило, блокировка экспозиции обозначается звездочкой (*) и имеет отдельно вынесенную клавишу для ее использования. После замера экспозиции фона требуется нажать и удерживать нажатой данную клавишу, совместно с этим произвести фокусировку по объекту (при этом замер экспозиции по объекту произведен не будет), выполнить съемку. Альтернативным вариантом является замер экспозиции фона, фиксирование (запоминание) параметров экспопары, перевод фотоаппарата в ручной режим, выставление данных параметров и съемка объекта.

После фотографирования желательно проверить результат, приблизив объект на экране фотоаппарата и оценив тон. Если вы добились оттенка, близкого в черному цвету и при этом проработанный фон, то кадр можно считать законченным. В противном случает потребуется коррекция в фоторедакторе.

Правильно будет взять за правило производства хотя бы минимальную посткоррекцию любой фотографии. Так как ее просмотр на мониторе компьютера, как правило, помогает выявить как мелкие, так и существенные недостатки, своевременно их устранить.

Для коррекции контраста в редакторе воспользуйтесь соответствующим корректирующим слоем «контраст», уровнями или же настройкой теней и светов через меню коррекции изображения. Если удобно, то можно поправить и с помощью уровней.

Сложности в воплощении задуманного

Тоновый фотоконтраст на снимке Что делать, если снимаемая сцена не позволяет получить кадр с правильным контрастом, если разница тонов не столь велика?

  • Для съемки в подобных условиях понадобится штатив. Необходимо сделать снимок фона с правильной яркостью, затем сфотографировать объект, искусственно занизив экспозицию (что удобно делать в режиме P). Штатив нужен для фиксации фотоаппарата, сохранения композиции, ведь потребуется использование двух снимков без случайных сдвигов. После съемки, два кадра требуется загрузить в фоторедактор как два слоя и с помощью маски объединить фон первого изображения с объектом второго;
  • Другим вариантом съемки, в отсутствии штатива, является использование такой функции фотоаппарата, как «вилка экспозиции» (брекетинг) и серийной съемки. Также данный способ пригодится при фотографировании движущегося (не быстро) объекта. Данную функцию можно обнаружить в меню фотоаппарата, с помощью манипулятора выставить требуемый уровень брекетинга (как правило, до двух стопов) и, включив серийную съемку, произвести фотографирование, удерживая фотокамеру неподвижной. После чего вы услышите три спуска затвора фотокамеры. Использование брекетинга позволяет фотоаппарату произвести съемку трех кадров: с нормальной (замеренной) экспозицией, заниженной на выставленный уровень стопов и завешенной. Плюс в том, что удержать фотоаппарат неподвижно при фотографировании трех кадров серией достаточно легко, изменение яркости же фотоаппарат производит сам. Далее, по описанному выше алгоритму требуется загрузить две первые фотографии в редактор и выполнить сведение;
  • И третьим вариантом получения тонового контраста является простое редактирование одной фотографии, путем работы кистью в режиме затемнения, либо же выделения объекта и изменения его яркости соответствующими бегунками. Для получения запаса яркостей и деталей при планируемом редактировании крайне рекомендуется фотографировать, выставив в фотоаппарате формат сохранения файлов RAW.

Цветовой контраст

Цветовой контракт несколько более сложен в использовании, по причине меньшего наличия в окружающем пространстве. Его труднее воспроизвести искусственно во время съемки. Его суть заключается в превалировании в фотографии двух контрастирующих цветов. Что означает понятие «контрастирующие цвета»?

Цветовой круг

Цветовой кругСуществует некий «цветовой круг». Это диск, состоящий из радужных цветов, сменяющих друг друга. То есть это привычная нам радуга, но расположенная в окружности. Каждому оттенку цветового круга контрастным (обратным) будет цвет, расположенный напротив, в идеале находящийся в отдалении на 180 градусов. На практике идеальное сочетание встречается редко. Потому в фотографиях, в которых использован цветовой контраст, присутствуют цвета, расположенные друг от друга хотя бы в противоположных четвертях.

Рассматривая цветовой круг можно увидеть, например, что обратным голубому цвету будет оранжевый цвет, красному – зеленый, желтому – фиолетовый и так далее. Использование подобных пар цветов при условии, что они будут составлять основу фотографии, а другие цвета будут отсутствовать (или будут близки по тону к используемым) сделает кадр гарантированно качественным и интересным, обращающим на себя внимание.

Существуют ситуации, когда выгоднее применить малый цветовой контраст. Что это значит? Это означает использование в кадре цветов, стоящих рядом с основным, то есть являющихся его оттенками.

Не только цвет, но и его насыщенность

Цветовой круг с насыщенностьюДля использования цветового контраста рекомендуется найти в интернете и сохранить себе на смартфон цветовой круг, либо распечатать его и иметь при себе. Со временем он «осядет» у вас в голове. Существует версия цветового круга с учетом насыщенности, где максимальная насыщенность находится на удалении от центра. Такой круг позволяет оценить силу цветового контраста, ведь он зависит не только от цвета, но и от его насыщенности.

Иногда встречаются ситуации, когда кадр построен или его можно построить на принципе использования двух типов контраста одновременно. В таких ситуациях, как правило, приоритет необходимо отдавать цветовому типу. Он и сам будет обращать на себя большее внимание зрителя, чем тоновый. Однако, если задумкой автора является превалирование тоновой разницы, то необходимо несколько «задушить» цвета, с помощью уменьшения их насыщенности, но не изменения их самих. То есть цвета, применяемые в фотографии теперь будут располагаться на цветовом круге ближе к центру.

Как правильно использовать

Цветовой фотоконтраст в фотографииПо аналогии с тоновым, цветовой контраст – не панацея, если сам кадр не имеет правильной композиции. Основной объект должен занимать не менее 20% кадра, может достигать 50%. Часто производится съемка двух объектов сопоставимого размера, имеющих контрастирующие цвета. Основной и важный принцип – отсутствие сторонних цветов. Кадр должен состоять их двух основных цветов, которые на цветовом круге расположены друг напротив друга и ничего лишнего. Такой подход – залог успеха.

Сложности в воплощении

Цветовой фотоконтраст в фотографии

в В отличие от тонового, цветовой контраст невозможно подстроить в реальности, если его нет изначально, разве только покрасить объект съемки. Однако в качестве компенсации нам предоставляется отличная возможность заменить цвет в фоторедакторе, например, в Photoshop с помощью инструмента «замена цвета». Если вы сфотографировали удачный кадр с идеальными цветами, но в него попали лишние детали, вы можете просто удалить их в редакторе. Это еще раз подтверждает важность постобработки фотографий. Те, кто не ленится потратить лишние 5 минут на кадр, редактируя его, в конечном счете получают больше плюсов и удовлетворения от результата. Постобработка давно перестала быть дурным тоном, наоборот, неправильным считается выставлять на обозрение некачественный контент. Выравнивание тонов, точная подстройка цвета, удаление мелких дефектов и шумов — обязательные действия понимающего фотографа.

Теперь, зная, что такое цветовой и тоновый контрасты, вы сможете определять его наличие на всех просматриваемых фотографиях и уже понимать причины, по которым многие фотографии сразу обращают на себя внимание. Как правило, причина тому – наличие контраста. С ним фотографии оживают, становятся интересными, цепляющими. Такие произведения привлекают, останавливают взгляд, заставляют любоваться ими большее время, нежели чем фотографиями, лишенными такового.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(5 оценок, среднее: 2,60 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + два =