В начале развития фотографии все объективы имели постоянное фокусное расстояние. Но с появлением зум-объективов, с улучшением качества фотографий, получаемых с их помощью, казалось, что «фиксы» обречены. Но этого не произошло и в современном мире каждая фирма производящая «стекла» имеет довольно большую линейку фиксов. И люди, постигшие вкус фотографии, приобретая дорогие фотокамеры, обычно имеют на вооружении хотя бы один фикс. В чем смысл в современности пользоваться фиксом и как правильно подойти к вопросу выбора объектива с постоянным фокусным расстоянием, рассмотрим далее.
Критерии выбора
Ниже мы подробно расскажем как выбрать фото-объектив с постоянным фокусным расстоянием.
Полнокадровая или кроп матрица
В первую очередь при выборе объектива нужно руководствоваться тем, какая матрица стоит в вашем фотоаппарате. Если матрица с кроп-фактором, то нужно сразу мысленно умножать фокусное расстояние объектива на значение кроп-фактора. И тогда некоторые среднефокусные стекла (портретники) перейдут в категорию телевиков, а широкоугольниками можно будет снимать портреты. Нужно сразу сказать, что все объективы с постоянным фокусным расстоянием подходят к фотоаппаратам с любым типом матрицы. С той лишь разницей, останется ли масштаб кадра 1:1 или изменится от кроп-фактора.
Фокусное расстояние
Объективы делятся на три основные группы:
- Широкоугольные;
- Среднефокусные или портретные;
- Длиннофокусные или телеобъективы.
В свою очередь, основные категории могут дополняться префиксом «сверх-«, «супер-» — например, сверхширокоуголный, сверхдлиннофокусный. К первой основной группе относятся объективы, у которых фокусное расстояние от 24 мм. до 45 мм. При этом, «сверхширики» могут быть 16 мм, 12 мм, 8мм и даже 6 мм. Но такие типы применяются в основном для специальных целей и не имеют широкого распространения.
Портретные или линзы с среднефокусным-расстоянием имеют значения от 20 мм до 85, иногда 100 мм. Именно такая оптика чаще всего стоит на фотоаппаратах для большинства типов съемки – от пейзажа до портрета.
Обычно все, что выше 100 мм. относятся к телеобъективам. И используются для спортивной, репортажной съемки или фотоохоты.
Светосила
Выбирая объектив нужно обращать внимание на светосилу. Кроме возможности съемки при низком уровне освещения, полностью открытая диафрагма даёт маленькую глубину резкости. Это позволяет размывать задний план, делать фотографию более объемной и художественно более выразительной. Даже простенький фотоаппарат получает дополнительные плюсы с таким стеклом.
Вес
Вес имеет немаловажное значение для тех, у кого в сумке не один объектив и фотоаппарат, а съемки ведутся на протяжении целого дня. На первый взгляд лишние 500 грамм погоды не сделают, но кому доводилось таскать в руках фототехнику на протяжении нескольких часов в течении дня, те сильно меняют свое отношение к лишним граммам. Количество и тип линз в системе может показать качество оптической схемы, но чаще легкость в приоритете и производители стараются обходиться минимумом стекол.
Выбор в зависимости от типа съемки
- Выбор нужно начинать с наиболее универсальных объективов – портретных. Фотоаппаратами с такими объективами снимались практически все шедевры пленочной фотографии. Именно они дают возможность фотокамере приблизиться к видению глазами людей. Особенности такого фокусного расстояния и размер матрицы фотоаппарата 24х36 мм формируют картинку, максимально приближенную к обычному зрению человека. Это наиболее универсальная группа линз с постоянным фокусным расстоянием. Надев такой оптический прибор на фотоаппарат можно снимать не задумываясь, фотографии любого типа. Переключаясь со съемки людей на съемку архитектуры, не придется менять стекло на фототехнике, что дополнительно подвергает матрицу засорением — попаданием внутрь фотокамеры пыли или песка. Для съемки людей лучше всего использовать именно такой вариант. Он не искажает пропорции тела или лица, передает все как есть на самом деле. Для таких целей, лучше установить на фотоаппарат объектив с постоянным фокусным расстоянием в 85 мм.
- Но если съемка пейзажа или городских улиц в приоритете, то лучше сразу оснастить фотоаппарат широкоугольным стеклом, так как часто для компоновки кадра невозможно сменить точку съемки. Кадры с включением неба или водной глади также лучше смотрятся с широкоугольником. При съемке портретов данная линза делает лица и фигуру шире, а ноги длиннее. Можно без всякого фотошопа, при помощи только объектива и фотоаппарата сделать «модельные» ноги девушке.
- Для съемки крупных планов, сжатия пространства, выделения отдельных деталей, нужно сразу использовать телеобъектив. Особенность стекол с большими фокусными расстояниями влияет на эффект сжатия пространства. Это выражается в том, что в видоискателе фотоаппарата, задний план как бы наезжает на передний, становится ближе. Этим можно пользоваться для создания необычных картин при съемке городских пейзажей, где привычные улицы и здания, вдруг приобретают неожиданные пропорции и перспективу. Фотокамера становится творцом пространства вместе с фотографом. Для портрета и пейзажа такая линза тоже подойдет, только нужно учитывать, что она может изменить пропорции лица в сторону худощавости, а фигуру сделать стройнее.
Преимущества и недостатки
Как и любая другая техника, любой механизм и система, как бы хороша она не была, имеет свои сильные и слабые стороны.
Недостатки
Недостаток, собственно говоря, один: объективы с постоянным фокусным расстоянием, не могут охватить большой диапазон передаваемых планов, они не могут приблизить объект или расширить пространство изображения. Там, где в «зуме» достаточно поворота кольца, владельцу фотоаппарата, на котором стоит объектив с постоянным фокусным расстоянием, приходится придвигаться или удалять от объекта съемки или по-другому компоновать кадр. Но этот недостаток относительный. Если человек решил профессионально заниматься фотографией, то лучше приобрести линейку стекол с постоянным фокусным расстоянием и менять их на фотоаппарате в зависимости от целей и задач съёмки.
Преимущества
А вот преимуществ у таких объективов гораздо больше:
- Меньший вес, чем у зума;
- Более высокая светосила;
- Зачастую дают снимки более высокого качества, более творчески предрасположенные.
Конструктивные особенности стекол с постоянным фокусным расстояние позволяют использовать меньшее количество линз для формирования изображения. Это ведет к тому, что оптическую схему легче рассчитать, сами линзы легче совместить в линзовом блоке. Кроме того, чем меньше препятствий на пути света к пленке или матрице фотоаппарата – тем качественнее картинка будет зафиксирована.
А линза, при всех технологических ухищрениях, все равно задерживает часть света и рассеивает его. В результате к матрице фотокамеры доходит не 100% светового потока и возникают блики от рассеянного света. Чем меньшее количество линз удается использовать при создании объектива – тем меньше света теряется, тем более резкую, контрастную и насыщенную картинку удается получить в конечной точке — на матрице фото- видеотехники. А в зуме группу линз сократить невозможно, в этом типе стекла качество картинки тем хуже, чем большее фокусное расстояние оно охватывает.
Уменьшение количества линз в объективе, сразу дает экономию в размерах и весе. И это имеет вполне здравое объяснение. В конструкции фотообъектива с постоянным фокусным расстоянием используется от 5 до 9 линз, а в зумах от 9-11 до 15.
Светосила стекла определяется значением максимально открытой диафрагмы. В объективах с постоянным фокусным расстоянием светосила может достигать значений вплоть до 0.8 – 1.0, чаще от 1.4 до 2. У длиннофокусных же зачастую от 2.8. Есть зумы с постоянной и высокой светосилой, но их стоимость в разы больше, чем аналогичные стекла с фиксированным фокусным расстоянием.
Делая выбор между объективом с постоянным фокусным расстоянием и переменным, стоит определиться в своих приоритетах. Если вы фоторепортер, фотоохотник, любитель или профессионал спортивной съемки, то фиксы вам ни к чему — они не смогут выполнить поставленные задачи на достойном уровне. А менять линзы на ходу, в ритмичной профессии, это то еще удовольствие. Если же у вас в приоритете портретная, пейзажная, архитектурная съемки, многочасовые прогулки с техникой в руках, то стоит призадуматься о приобретении фикса. Но при этом не забывать и о том, что в таком случае одного стекла может оказаться недостаточно, а это уже сильно увеличивает финансовые расходы. Поэтому если позволяют финансы и есть желание раздвигать творческие границы, то стоит посмотреть в сторону фикс-объективов. Высокое качество и творческий потенциал получаемых при этом фотографий, заставляет призадуматься.